Ещё

Киноблог: первый фильм о Паралимпиаде 

Киноблог: первый фильм о Паралимпиаде
Фото: BBCRussian.com
Ольга Шервуд
для bbcrussian.com В петербургском «Кино&Театр Англетер» режиссер представила свою картину «Дух в движении». Премьера некоммерческого фильма на большом экране нынче уже событие. Тем более, документального. Тем более — первого в мире официального фильма Паралимпиады.
Одни в объективе, других словно и нет Кинематограф и новые Олимпиады даже родились почти одновременно — в последнем десятилетии XIX века. А с 1956-го Международный Олимпийский комитет закрепил за собой монопольное право создания официального олимпийского фильма.
Что касается Паралимпиад, которые проводятся с 1960 года, то до последнего времени официального фильма у них не было, хотя в цивилизованном мире уже лет 20 создаются неигровые фильмы о людях с ограниченными телесными возможностями. Одно время даже казалось, что на теме начали спекулировать. Впрочем, спекуляцию подозреваешь, когда автор не слишком талантлив.
Разумеется, в СССР кинематограф о реальных инвалидах и не заикался. На память приходит только игровой фильм — в 1984 вышла картина по рассказу «Время отдыха с субботы до понедельника». Мы, дети гагаринской уже эпохи, таким образом узнали о ссылке калек на Валаам «в одночасье» в 1952 году. хотя и в начале 60-х встречались сосредоточенные и поддатые мужички на досках с колесиками — безногие, с калабашками в руках для отталкивания от асфальта.
Меж тем, сам спорт, впоследствии названный паралимпийским, возник в связи именно с последствиями войны: в 1948 году английский нейрохирург Людвиг Гуттман ввел его в процесс реабилитации британских инвалидов.
В 1980-м абсолютное большинство граждан СССР знать не знало об отказе страны от Паралимпиады. Теперь пишут: «Считалось, что инвалиды портят вид социалистических городов», а я думаю, Политбюро не желало демонстрировать народу полноценность жизни увечных людей в других странах.
Отношение к людям с инвалидностью начало меняться после того, как нас стали выпускать в Европу. Но реально процесс пошел буквально лет десять назад, хотя продвинулся недалеко от создания пандусов.
Как живут люди с ограниченными возможностями, отлично показал фильм Ивана Твердовского , ставший в прошлом году фестивальным хитом. Слишком грустно было бы перечислять зарубежные фильмы о слабых телом и сильных духом — вплоть до «Вселенной Стивена Хокинга» , однако неигровой картины о спортсмене-паралимпийце припомнить не могу.
Дважды дебют
Заказ на официальный фильм о Сочинской Олимпиаде получил от МОК . Этот успешный режиссер известен, например, своим многосерийным фильмом «Рожденные в СССР», который отслеживает судьбу «последних советских» детей.
Его «Кольца мира» должны выйти в мае и ожидаются более чем с нетерпением, поскольку поневоле вписаны в политический контекст — почти как «Олимпия», снятая Лени Рифеншталь об Олимпиаде 1936 года и выпущенная в 1938-м.
Но Мирошниченко сделал больше, чем собственную картину: предложил фильм о Паралимпиаде выпускницам своей мастерской во ВГИКе — Софии Гевейлер (она также автор сценария и соавтор драматургии «Колец мира»), и .
Все девушки уже имеют опыт в документальной режиссуре, но «Дух в движении»/ Spirit in Motion (кстати, это девиз Паралимпиады) — это их полноценный дебют.
Усилиями авторитетного мастера к финансированию и патронату проекта были привлечены , Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, ВГТРК. В ходе съемок, которые начались за год до кульминации событий в Сочи, ими заинтересовался Международный Паралимпийский комитет — и задолго до окончания работы «Дух в движении» обрел статус первого в истории официального фильма Паралимпийских игр.
Стремительно и ярко
В титрах значатся шесть операторов, они «увидели» и героев, и атмосферу, и детали; сами соревнования снимали пятью камерами одновременно. Из многих часов материала режиссерами точно отобрано «говорящее», нет ни одного пустого кадра. К примеру, мимолетно: однорукий жонглер на одной из бразильских улиц.
Композиция картины подобна хитрой спирали, захватывающей все больше и больше смысловых оттенков и не забывающей свое начало. Бесконечное движение в быстром темпе жизни как принципиальное соревнование с самим собой передано виртуозным монтажом.
София Гевейлер призналась, что средняя длина кадра в 72-минутной картине составляет несколько секунд. А цветовая яркость и насыщенность этих кадров говорит о не знающих никаких ограничений эмоциях и переживаниях героев. В своих чувствах они далеки от инвалидности — в отличие от немалого числа людей, которых принято называть здоровыми.
Документальные кадры соседствуют с рисованными новеллами. Анимация выполнена несколькими авторами во главе с , сыном оскароносного режиссера-мультипликатора и его соавтором. Среди прочего, они вместе создали анимационные сюжеты для церемонии открытия Паралимпиады.
Рисованные главки «Духа в движении» различны изобразительно и по смыслу. Они отчасти иллюстрируют истории главных героев, отчасти сообщают их судьбам сказово-мифологический настрой, а все вместе позволяют фильму без натуги стартовать с эпиграфа — первых слов Моисеева пятикнижия: «В начале сотворил Бог небо и землю; Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
Музыку на основе православных песнопений и русских народных песен написал композитор Илья Демуцкий — тоже молодой и уже известный в мире своим творчеством, а в России — гражданской позицией. Это он положил на музыку фрагменты последнего слова участницы панк-группы Pussy Riot Марии Алехиной и сочинил оперу «Новый Иерусалим», премьера которой в Петербурге была в прошлом году сорвана после звонков с угрозами.
Сочетание как среди создателей картины, так и в ней самой, «официоза» и сугубо неформального озадачит лишь иностранца: советско-российский опытный зритель не морщится на «нужных» кадрах. Вот к одному из спортсменов пристают телевизионщики: «Не думаете ли вы, что матч — отражение взаимоотношений России и США?» — «Нет, нет, мы здесь ради спорта, а не ради политики»…
Уже на церемонии открытия Паралимпиады 7 марта 2014-го двусмысленно выглядел огромный корабль с именем «Мир» на борту — нынче кадры с ним демонстрируют горькую иронию истории даже слепоглухому.
Никуда не денешься и от фигуры национального лидера; что ж, это документалистика.
О таких героях другим лишь мечтать
К счастью, теперь в истории останутся и герои этого волнующего рассказа.
Скажем, незрячая немецкая биатлонистка, которую ведет по трассе гид, а целится она по звуку. Лыжник из Китая в пять лет схватился за провода — дедушка внуку сам отрубил руки без наркоза, и тот научился ногами делать все. Австралиец-горнолыжник, безногий после передозы. Подорвавшийся на мине в Ираке американский солдат, теперь следж-хоккеист. Тут и вздохнешь опять о судьбе не то что инвалидов 70-летней давности, а ветеранов Афгана и Чечни на досках с колесиками в вагонах метро…
Так же летает по льду и лупит по шайбе Алекси Саламон, родившийся с дефектами тела из-за Чернобыльской катастрофы; «Спасибо , что позволили нам усыновить Алекси и его сестру Таню» — говорит в кадре женщина, которая вместе со своим мужем спасла этих детей; и публика легко достанет трагический «Закон Димы Яковлева» из авторской «фигуры умолчания». Наконец, Оксана Слесаренко и , создатели российской команды по керлингу на колясках…
Представлены все пять видов спорта зимней Паралимпиады, все части света. Огромен авторский труд: нелегко найти героев, получить откровенный разговор о пережитом, о страхах, о мечтах. И все красноречивы: «У нас в Бразилии, — говорит паралимпиец-сноубордист Андре Синтра, — „настоящее“ звучит как „подарок“, живите настоящим».
Политкорректность ограничена
"То, что вы увидите здесь, изменит вас не на какое-то время, а навсегда" — слова президента Международного паралимпийского комитета прозвучали на открытии Паралимпиады и в этой картине. Полагаю, даже нечутких сердцем людей прошибло год назад, если они включали телевизор.
Впрочем, сама Паралимпиада будит эгоистичный оптимизм: этот человек смог — и я смогу, грех унывать и жаловаться. А фильм «Дух в движении» учит совсем иному: учитывать другого человека. Так гид биатлонщицы Вивиан признается, что поймал себя на глупости: нельзя сказать слепой «Увидимся в понедельник!».
"Не замечать" разницы между людьми с разными физическими и прочими возможностями есть скудоумие и ханжество. Существенны как раз непохожесть и многовариантность. Гуманизм парадоксально спорит с политкорректностью и выигрывает у нее.
16 марта состоялась премьера фильма на «России 1», а с 17 марта он будет в эфире канала «24 ДОК». Начался прокат в избранных кинотеатрах. Копии разосланы по фестивалям: заинтересуются?.. Международный Паралимпийский комитет будет продвигать его на телевидение своих стран-партнеров.
Движение духа есть жизнь.
Другие материалы в «Киноблоге»:
Киноблог: есть ли спрос на «Завтра»?
Киноблог: о фильме  — яростном и редком
Киноблог: хлеба или зрелищ?
Киноблог: «Левиафан» и стадо «Белых слонов»
Кино помимо «Левиафана»
Девятый вал «Левиафана»: кино в России больше, чем кино
Фильм «Мы не можем жить без космоса» как итог киногода
"Артдокфест": противостояние реальности и образа
Культурный форум в Петербурге: толкового все-таки больше
"Артдокфест": плещут холодные волны…
Механика головного мозга
Матом по глянцу
Красивые девушки как условие хороших фестивалей
Реальность между жизнью и экспонатом
Фестиваль «Послание к Человеку»: капля по капле
Фестиваль «Короче»: будущее российского арт-мейнстрима?
Об этом блоге:Ольга Шервуд — киножурналист, кинокритик, академик российской Академии кинематографических искусств «НИКА». Член Экспертного совета российской премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон». Много лет наблюдает отечественный кинопроцесс и еще не отчаялась.
Видео дня. Как Анатолий Васильев простил неверную жену
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео