Не трагедию, а комедию снимали в Свердловской киностудии во время войны
Чтобы выпустить в свет фильм-шедевр в годы тягот и лишений, в самой молодой киностудии СССР не спали ночами, останавливали трамвайное движение, отправляли своих сотрудников в Среднюю Азию за рисовым крахмалом и создавали из самой обычной марли шикарные детали для костюмов главных героев. Гордость города – В 1943 году в Свердловск приехал сам председатель Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР Иван Большаков, – вспоминает режиссёр, хранитель Музея кино Свердловской киностудии Ирина Брызгалова, – он осмотрел весь город, чтобы как можно скорее найти место, где можно было бы открыть киностудию. Киностудию, где планировалось снимать именно художественные фильмы. Неудивительно, что для этого был выбран Свердловск: здесь было относительно безопасно. Жанровая направленность новой киностудии также была определена заранее: уже в то время в Свердловске действовало несколько крупных театров, где играли профессиональные артисты высокого уровня, что намного облегчало задачу создания фильмов. Ведь в этом случае не пришлось бы везти актёров из других городов. Во время экскурсии по городу Большаковым было решено, что киностудия разместится в стенах Дворца строителей, который как нельзя лучше подходил для этих целей. Сам же указ о создании в Свердловске киностудии, которая впоследствии объединила вокруг себя эвакуированных на Урал кинематографистов, был подписан 9 февраля 1943 года. – Когда стало официально известно, что в Свердловске появилась собственная местная киностудия, радости и гордости горожан не было предела! – рассказывает Ирина Александровна, – тогда самыми известными киностудиями считались «Мосфильм» и «Ленфильм», а теперь и на Среднем Урале открывалась не менее значимая для страны киностудия! Первым директором киностудии стал бывший конструктор Уралмаша Александр Шитов. – Раз были военные годы, то и перед руководством киностудии сперва стояла задача снять фильм о войне, – отмечает Ирина Брызгалова, – им должна была стать картина «Испытание». Но потом в Москве решили, что военных фильмов снимается достаточно, и в это тяжёлое время нужно обязательно доставить зрителю хоть какую-то радость. Страшных событий жителям страны хватало и в жизни, поэтому первым художественным фильмом стала музыкальная комедия «Сильва» по оперетте Имре Кальмана. Работали днём и ночью Для воплощения в жизнь столь масштабной задумки режиссёру картины Александру Ивановскому требовались не только актёры, но и другие сотрудники, которые могли бы шить обувь и костюмы, создавать декорации и бутафорию, а также заниматься монтажом и проявкой. Новости о новых рабочих местах мигом облетели город, и по большей части на них откликнулись совсем ещё дети – ребята от 14 до 17 лет, которых всем премудростям обучали прямо на месте. На главные роли картины были приглашены не только местные театральные артисты, но и столичные знаменитости. Например, роль Сильвы Вареску досталась московской оперной певице Зое Смирновой-Немирович, а её партнёром по ленте стал солист нашего театра оперы и балета Нияз Даутов. Играл в фильме и известный актёр советского театра и кино Сергей Мартинсон. Он исполнил роль графа Бонислау. – Фильм создавался с колоссальными трудностями, – говорит Брызгалова, – если костюмы для массовки можно было взять в местных театрах, то для главных ролей они не подходили. Одно дело, когда этот костюм мелькал далеко на сцене, и совсем другое – когда его можно было разглядеть на большом экране. Здесь никого не обманешь: если в костюме предполагалось жабо, так должно быть жабо! Иначе если ты будешь врать в малом, то дальше тебе не поверят ни в чём. Поэтому костюмы для главных героев нужно было шить. Материалы искали по всему городу! Более того, у главных героев, как у аристократии, должны были быть богатые наряды со стоячими воротниками. И чтобы добиться этого эффекта, детали костюмов приходилось немало крахмалить, однако тут создателей фильма ждал неприятный сюрприз: картофельный крахмал портил материалы, они заметно серели. Чтобы спасти наряды, одного из сотрудников киностудии отправили аж в Среднюю Азию! Там он должен был найти рисовый крахмал. И он его нашёл. К слову, крахмалили вовсе не дорогие ткани, которые предполагались в актёрском туалете. «Крахмалили и подкрашивали самую обычную марлю, которая в итоге выглядела как роскошное кружево», – вспоминают в киностудии сегодня. – Работа над фильмом шла и днём и ночью, причём в тёмное время суток снимали намного больше, – подчеркивает смотритель музея, – потому что в остальное время актёры, задействованные в ленте, играли в местных театрах. Была и ещё одна причина для такого режима. Когда создавался этот фильм, еще не было нормальных павильонов, и все звуки с улицы проникали на площадку. Конечно, помещения как-то пытались изолировать, но это выходило не всегда. А ночью запись получалась более качественная. Даже был приказ, чтобы в ночное время, во время съёмок, по рядом находящейся линии не ходили трамваи. Фильм был готов в 1944 году. Один из первых его показов был организован в столице Венгрии, откуда был родом автор оперетты Имре Кальман. Когда композитор узнал об этом, он, находясь в Америке, прислал трогательную телеграмму: «Я счастлив, что на улицах нашего Будапешта вместо страшных гитлеровских пропаганд и маршей будут звучать прекрасные венгерские мелодии».