«Мосфильм» возьмет шефство над начинающими кинематографистами

В 2016 году «Мосфильм» возьмет шефство над дебютными работами — студия будет отбирать наиболее перспективные проекты начинающих компаний и оказывать творческую и техническую поддержку при их реализации. Как пояснили в Министерстве культуры, киноконцерн «Мосфильм» был выбран площадкой проекта как крупнейшая студия в стране, «располагающая современными производственными мощностями и высокопрофессиональными кадрами». — «Мосфильм» будет представлять выбранные кинопроекты в министерство для выделения средств государственной поддержки. В случае их одобрения экспертными советами студия будет заключать договоры на реализацию кинопроектов с дебютантами и обеспечивать контроль за использованием денежных средств и качеством продукции, — сообщили в министерстве. Гендиректор киностудии Карен Шахназаров считает, что этот эксперимент позволит опробовать в новых условиях институт госзаказа. — Сейчас Министерство культуры самостоятельно распределяет средства для дебютных работ. В порядке эксперимента в 2016 году средства на три проекта, которые мы выберем среди начинающих компаний, будут переданы нам. «Мосфильм» будет осуществлять творческое руководство, помогать и направлять. Это будет своего рода эксперимент — вернуться к советской системе финансирования, когда государство передавало средства большим студиям, а уже они сами решали, как ими распоряжаться. Благодаря этому в советское время кинематографисты тщательнее работали над проектами, следили за качеством и технологией производства, — отметил глава «Мосфильма». По мнению члена экспертного совета Минкультуры по игровому кино для режиссеров-дебютантов, переводчика, режиссера и сценариста Дмитрия Пучкова, «старшие должны помогать младшим». — Снимать кино — очень затратный процесс, а деньги для дебютантов сегодня дает только государство. Это стечение обстоятельств накладывает большую ответственность. Необходимо создать такую процедуру, чтобы профнепригодных отсеивать, а талантливым создать все условия для того, чтобы раскрыться, по-дружески направить, — считает эксперт. Главред журнала «Искусство кино», киновед Даниил Дондурей уверен, что эксперимент по возрождению советской модели в рыночных условиях не увенчается успехом. — В СССР государство могло самостоятельно формулировать темы, давать деньги, нанимать режиссера, а потом распоряжаться фильмом. Сегодня это невозможно. Чтобы вернуть советскую систему госфинансирования, нужно вернуть и тотальную госсобственность, — подчеркнул Дондурей. — В то же время в современных условиях дебютное кино не может существовать без господдержки, но при ее распределении необходима система независимой экспертной оценки. Режиссер Александр Сокуров еще в 2013 году основал в Петербурге фонд «Пример интонации» для запуска дебютных картин. Его позиция — прежде чем снять свой первый фильм, начинающий режиссер должен пройти годовую практику на большой киностудии. — Карен Шахназаров — опытный человек, который прекрасно понимает, как трудно начинать и как важно учить подрастающую смену. Молодые люди, которые идут в кино, часто плохо образованны и не имеют никакого технического опыта. Желание сделать собственное кино должно опираться на практические навыки, — считает режиссер. Кинематографисты неоднократно просили создать площадку для начинающих. Ранее Александр Сокуров предлагал превратить «Ленфильм» в центр дебютного кино, а Алексей Учитель находил более подходящим «Леннаучфильм». В июне 2013 года руководитель администрации президента Сергей Иванов не исключил возможность создания федерального дебютного центра. Министерство культуры ежегодно распределяет субсидии для дебютных проектов. В 2014 году при поддержке ведомства снято 28 дебютных картин, а запущено в производство — 16. В 2015 году дебютанты могут претендовать на частичное финансирование на сумму до 25 млн рублей, при условии, что это сумма не превышает 2/3 заявленного бюджета картины.

Над начинающими кинематографистами возьмут шефство
© mosfilm.ru