Звезда рок-н-ролла. Лидер культовой барнаульской группы о творчестве
Начало и середина 90-х годов прошлого века, на взгляд не профессионала, но страстного почитателя, был едва ли не самым ярким для барнаульского рок-н-ролла. Пьянящее чувство внезапно обретённой свободы расправило крылья, дав возможность творить открыто десяткам групп и музыкантов, талантливых и разных. Одним из самых заметных явлений на алтайской рок-н-ролльной сцене была группа «Папа Карло». А её лидер и солист Михаил (Майк) БОЛЬШАКОВ – чрезвычайно харизматичная персона, – стал настоящим секс-символом в глазах и сердцах местного женского населения. За золотым ключиком И вот минуло два с лишним десятка лет, а, всё такой же обаятельный и «стопроцентно рок-н-ролльный» Майк рассказывает о музыке, о друзьях, о себе. – «Папа Карло» – твоя первая группа? Кому принадлежит идея её создания? – Да, первая. Идея создания группы, можно сказать, совмест- ная, – моя и Дениса Кулагина (Дэна Квина). Мы учились в 22-й барнаульской школе, в которой профильным был английский язык, поэтому даже в скупые на доступ к западной музыке годы у нас возможностей слушать её было гораздо больше. Кстати, вместе с нами в 22-й школе учился и ещё один участник «Папы Карло», – Сергей Скоморохов. На протяжении долгого существования коллектива сменилось множество составов, но первый был таким: Макс Куклин, Денис Кулагин (Дэн Квин), Сергей Скоморохов, Егор Нижегородцев и я. – Откуда возникло название коллектива? – О, это целая развёрнутая метафора! Всякий раз, когда нас спрашивали: «Почему такое название?», мы отвечали, что мы – Папа Карло, а то, что создаём, музыка, это – наш Буратино, который принесёт золотой ключик в страну исполнения желаний. – Кто сформировал твой музыкальный вкус? – Тут, наверное, всё, как у многих: «Beatles», «Led Zeppelin», «Rolling Stones». Причём, если говорить о «Битлз», то в определённые жизненные периоды мне была ближе музыкальная эстетика то одного, то другого из ливерпульской четвёрки. Главное – любовь – Только ленивый в 90-е годы не удосужился сравнить тебя с лидером «Led Zeppelin» Робертом Плантом. Кто помимо него оказал влияние на формирование твоего сценического образа? – Думаю, на любого музыканта, тем более начинающего, кто-то из великих, так или иначе, оказывает влияние. Энергетический посыл Планта, особенно когда мы только начинали, был близок мне. Образно выражаясь, скажу, что считаю Роберта Планта своим музыкальным папой, а Дженис Джоплин – своей музыкальной мамой. Кстати, хотя большое количество песен группы исполнялось на английском языке, собственно каверы мы играли только в первые месяцы. Позже – писали сами, мы же – выпускники «английской» школы! Да к тому же Дэн Кулагин оказался не только способным гитаристом, но и очень креативным автором. Большинство песен – плод его творчества. – Рок-н-ролл, как ни крути, музыка идейная. Не важно, что она проповедует: революционное восстание, социальный бунт или верховенство всеобщей любви. Идея есть всегда. Какую идею несли вы? – Разумеется, мы пели о многом. О том, что волновало нас, о том, что тревожило близких нам по духу людей. Но, по большому счёту, о чём бы мы ни пели, всегда пели о любви. Заглядывая в то время из сегодняшнего дня, я бы сказал, что мы любили всё хорошее и ненавидели всё плохое. – Не секрет, что в представлении местного женского населения ты был, да что там, остаёшься, секс-символом. Плюсы и минусы подобного статуса можешь назвать? Как тебе в нём жилось? – Да как... Хорошо жилось. Я этим статусом деликатно (насколько получалось) пользовался. (Смеётся). Никаких минусов, сплошные плюсы. На Берлин! – Как возникла идея отъезда в Германию? – Такое желание было всегда. «Папа Карло» с момента своего создания были, если так можно выразиться, «западно ориентированной» группой. Потом некоторые барнаульские музыканты стали потихоньку уезжать: Женя Чикишев, Илья Усатюк, Тимофей Винковский. Скоро, на примере этих и других ребят, стало ясно, что там можно зарабатывать своей музыкой и весьма неплохо. В 1995 году мы уехали в Берлин. Рухнувшая там недавно Берлинская стена породила дух невероятной свободы; в то время передовую молодёжь, словно магнитом, тянуло в Германию, и мы, можно сказать, «попали в свою струю». Выступали в Берлине, Гамбурге, в разных европейских клубах и на всевозможных фестивалях. Кстати, после возвращения на родину меня часто спрашивали, чем европейская публика отличается от российской. Главное, на мой взгляд, отличие в большей взыскательности европейцев. И это объяснимо: с самого зарождения рок-музыки у них есть возможность слушать только лучшие её образцы. Здесь такая возможность появилась относительно недавно. – Расскажи о своих музыкальных проектах после возвращения из Германии. – Сначала была группа «ПАПАКАРЛАМАРКСА». Между прочим, идея этого странного, на первый взгляд, названия родом из Германии. Когда мы жили там, наши друзья художники часто шутливо спрашивали: «Почему «Папа Карло»? Вы же выступаете в Германии! Правильнее было бы называться «Папа Карло Маркса». А когда я возвратился, и зародилась идея создания нового коллектива, произошла ещё одна трансформация названия. Группа стала называться «ПАПАКАРЛАМАРКСА». Сейчас этот замечательный коллектив существует самостоятельно; в том смысле, что – без меня, я же сегодня пребываю и, надеюсь, развиваюсь в рамках акустического кавер-проекта под названием «Lucky Gringo’s». Вместе со мной в группе играют прекрасные музыканты – Андрей Разгоняев и Роман Рудыка. И хотя слово «кавер» говорит о том, что играем мы, в основном, не свою музыку (классику рок-н-ролла и прочие хорошие, на наш взгляд, вещи), но каждому из этих признанных шедевров мы стремимся дать нашу сугубо личную музыкальную интерпретацию. Кстати Ежегодно в апреле отмечается Всемирный день рок-н-ролла. Исторический факт, ставший основой для празд- ника, случился 12 апреля 1954 года, когда Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл «Rock Around The Clock», ставший символическим началом нового музыкального направления. Празднуется официально День рок-н-ролла 13 апреля, неофициально – ведь апрель.