А Доны здесь тихие
К юбилею классика (он родился 11 мая) практически готова очередная телеверсия романа «Тихий Дон». 10-серийную эпопею режиссера Сергея Урсуляка (зрителям знакомы его сериалы «Ликвидация» и «Жизнь и судьба») канал «Россия 1» покажет до конца этого года. По словам режиссера, он не стремился снять «собственную версию» - наоборот, старался максимально полно следовать тексту Шолохова. В ожидании премьеры мы сравнили актеров нового сериала с исполнителями ролей в «канонической» экранизации великого романа - трехсерийном фильме Сергея Герасимова 1958 года. Для пущей наглядности в кавычках приводим описания шолоховских героев по тексту «Тихого Дона». Пантелей Мелехов (отец Григория) «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу». 1958: Даниил Ильченко Старый казак получился у Ильченко необычайно колоритным. Правда, успех отчасти вышел ему боком: после «Тихого Дона» актера до конца жизни звали преимущественно на роли старых казаков и дедушек. 2015: Сергей Маковецкий На первый взгляд Мелехов-старший получился у Маковецкого не таким грозным, как у Ильченко. Когда жителям Вешенской показали фрагменты будущего сериала, они высказали немало резких замечаний об игре актеров. Но Маковецкого не тронули: понравился. Кстати, на съемках актер едва не утонул: вывалился за борт лодки, когда по сценарию его герой рыбачил вместе с сыном на утренней зорьке. Дарья (жена Петра Мелехова) «С ленцой баба, спорченная... Румянится да брови чернит, мать ее суку». 1958: Людмила Хитяева Герасимов встретил Хитяеву в коридоре киностудии имени Горького и с ходу предложил: «Хотите играть Дарью в «Тихом Доне»?» На съемках городская девушка научилась жать, косить. Чтобы достоверно сыграть сцену похорон мужа, актриса посетила настоящие казацкие похороны в соседней станице. 2015: Анастасия Веденская В послужном списке актрисы немало ролей в кино и сериалах («Ночь длиной в жизнь», «Верь мне», «Роковое наследство»). В отличие от Хитяевой - казачки кровь с молоком - ее Дарья получилась более хрупкой, женственной в современном понимании, с «дьявольщинкой». Григорий Мелехов «Такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Даже в улыбке было у обоих общее, звероватое». 1958: Петр Глебов Выдающийся актер сыграл десятки ролей в кино и театре, но роль донского казака Григория Мелехова стала для него главной в карьере. К началу съемок ему было уже 40, и режиссер сомневался, осилит ли Глебов сцены, где Мелехов 20-летний. Да и внешность актера казалась Герасимову не вполне казацкой. Зато голос был подходящим. Только после проб в гриме режиссер счел, что Глебов с ролью справится. Одобрил выбор и сам Шолохов. 2015: Евгений Ткачук Актеру 30 лет, в его послужном списке главная роль в телефильме «Жизнь и приключения Мишки Япончика», десяток сериальных ролей поменьше, а также призы за лучший дебют на театральной сцене. Как и Глебову, Ткачуку делали особый грим, главной сложностью которого был нос с горбинкой. Вполне возможно, что новый «Тихий Дон» станет для молодого талантливого артиста трамплином к новым ролям и настоящей славе. Аксинья «Ветер перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи». 1958: Элина Быстрицкая На эту роль пробовалась, и вполне успешно, Нонна Мордюкова. Но кандидатура Быстрицкой показалась Шолохову более подходящей. Перед съемками выросшая в городе и весьма субтильная актриса набирала вес, училась носить воду на коромысле, ездить верхом. Впоследствии казаки приняли ее за свою и даже предлагали сменить имя на Аксинья Донская. 2015: Полина Чернышова Для недавней выпускницы Щукинского училища это первая роль в кино. По словам актрисы, обошлось вообще без проб. Режиссер частенько приходил в Щуку, где училась его дочь Дарья, на студенческие постановки - так и приметил свою Аксинью. Девушка вживалась в роль предельно ответственно: чтобы сыграть роды, она отправилась в роддом понаблюдать, как рожают другие. Наталья Коршунова (жена Григория Мелехова) «Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски». 1958: Зинаида Кириенко После «Тихого Дона» актриса обрела невиданную популярность. Говорят, роковой красоткой был очарован сам Феллини. Съемки давались ей нелегко: очень уж требовательным был режиссер Герасимов. В какой-то момент у Кириенко сдали нервы, и она в сердцах выкрикнула: «Не нужны мне ваш ВГИК и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш «Тихий Дон», и ваша Наталья!» Но Герасимов ее, конечно, никуда не отпустил. 2015: Дарья Урсуляк Сергей Урсуляк не из тех режиссеров, что тащат из картины в картину ближайших родственников. Его дочь Дарья попала в фильм волей случая. Рассказывают, что на пробы не пришла актриса, претендовавшая на роль Натальи. Режиссер попросил оказавшуюся рядом дочь помочь - подать пару реплик партнеру. Дарья оказалась настолько органичной, что режиссер решил, что Наталью больше искать не надо. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА Впервые «Тихий Дон» экранизировали еще в 1930 году - это был немой фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова. В 1933-м он был озвучен. Долгие годы идею снять свою версию «Тихого Дона» вынашивал Сергей Бондарчук, получивший благословение самого Шолохова: фильм Герасимова устроил писателя не полностью. Съемки совместной российско-итальянско-британской картины были завершены в 1992 году. Ключевые роли достались иностранцам - так, Григория сыграл Руперт Эверетт. Уже смонтированную картину у компании-производителя конфисковал банк-кредитор. Режиссер умер, так и не увидев свой 10-серийный телефильм, не увидели его и зрители. После долгих переговоров российская сторона выкупила рабочие материалы, из которых сын режиссера Федор Бондарчук смонтировал свою версию фильма. В 2006 году его показал Первый канал.