"Нет рабству на съемочной площадке!"

«Мы трудимся, а не оказываем услуги!», «Нет раству на съемочной площадке» - такими были лозунги атеров, монтажеров, осветителей и других работников киноиндустрии, собравшихся на митинг. Надо признаться, нроду собралось немного. Популярных актров не было вообще, вероятно, они своими гонорарами довольны. Шальным весенним ветром на митинг занесло актера Артура Смольянинова, но он явно чувствовал себя лишним, стоял в стороне и взирал на своих коллег по цеху как на городских чудиков. Чего добивались забастовщики? - Мы хотим, чтобы прибыль от проката делилась между всеми создателями фильма, а не доставалась только продюсерам, - объяснил общую задачу председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис. - Мы требуем роялти, прокатные отчисления за то, что фильмы с нашим участием показывают по телевидению. Такие отчисления, например, получают композиторы. На Западе, если фамилия артиста есть в титрах, он пожизненно получает выплаты от проката фильма. Поэтому многие американские актеры, соглашаются на меньший гонорар ради доходов от проката. Там очень подробные и серьезные контракты, в которых прописано все. Например, если артиста позвали на серьезную роль, но потом по каким-то причинам ему отказали, он получит компенсацию. - Но подобные контракты заключают только звезды... - Не только. В Америке, как и у нас мега-звед, не так уж много. Зато актеров, которые входят в профсоюз, более 200 тысяч. Из них только 15% постоянно снимаются, остальные в основном - разносят пиццу и моют машины. Но даже они получают отчисления от проката, если когда-то снимались в кино и подписывали договор. У нас совсем другая история. Когда в нищете умирает очередная знаменитость, мы сокрушаемся и горюем, но ничего не делаем, чтобы ситуацию изменить. Примеров масса. Умер в забвении, буквально голодал великий комедийный актер Сергей Филиппов. Почти так же доживал не менее популярный Георгий Вицин. А сколько фильмов с их участием до сих пор показывают по телевидению! Как сказал Олег Басилашвили, мы только любуемся собой с экранов вместо того, чтобы получать за прокат отчисления. Когда-то эту проблему пытался поднять Олег Янковский. Актеры его уровня на западе - долларовые миллионеры. А у нас.... - Но многие актеры получают сегодня очень приличные гонорары. Они готовы сниматься бесплатно, а вместо гонораров получать прибыль от проката, если эта прибыль, конечно, будет? - Именно так говорят продюсеры. Но тогда и они пускай не пасутся на госбюджете, а ищут инвесторов, как принято в цивилизованном мире. Но если вы тратите на съемки фильма государственные деньги, тогда берите и социальные обязательства. При советской системе Госкино платило штатным артистам зарплату, когда у них были простои. Эта зарплата составляла 75% от их киноставки. На эти деньги можно было жить. А сегодня целая армия актеров месяцами сидит без работы и без денег. А В ЭТО ВРЕМЯ Герой фильма «Берстская крепость»: У меня есть только телевизор, ноутбук и сахарный диабет Впервые россиский актер просит материальной помощи у Президента страны. Недавно актер Михаил Павлик (он снимался в фильма «Брестская крепость», «Скажи, Лео», «Интерны» - ред.), словно крик души, написал письмо Предиденту. Вот фрагмент этого письма: «На моем счету около 60 ролей в кино. Вы точно видели меня в фильме «Брестская крепость», я играл героического лейтенанта НКВД. Я два года как женат. Семья есть! Нету только работы, средств к существованию, своего жилья, возможности родить детишек тоже нет. Мои гонорары и раньше были невелики, но сейчас, просто нет работы, нет съемок, в театр не устроиться! Я не боюсь никакого труда, но мне не справиться. Да и жену любимую нужно обеспечивать, давно пора о детях подумать, а какие могут быть дети, когда из собственного имущества в 37 лет у меня только: телевизор, ноутбук и сахарный диабет. Сейчас кризис, в том числе в кинематографе, ситуация такая, что я всем должен, есть нечего, а о том, чтобы купить что-либо даже не идет и речи. Не вижу никакого выхода. Прошу прощения за свое нахальство, но ситуация и правда для меня отчаянная. Прошу материальной помощи». В гильдии актеров кино России сказали, что на их памяти это первый случай, когда отчаявшийся актер взывает о помощи к Президенту страны. Наивно и трогательно. Мы позвонили отчаявшемуся актеру. И выслушали его исповедь. - Мне уже 37 лет. Я готов и улицы мести, и подъезды убирать, но я хочу заниматься своей профессией, которую люблю. Наше кино перестало быть режиссерским, оно - продюсерское. Продюсеры тасуют одну и ту же обойму актеров, не хотят искать новые лица, снимают только медийных. А так называемая медийность — это вопрос удача и случая. Наши продюсеры, в отличие от западных, не хотят тратиться на кастинг, на тщательный отбор исполнителей. У нас есть много ребят, молодых и талантливых, которые не могу себя грамотно продать. - Сколько, примерно, зарабатывает актер вашего уровня и амплуа в сериалах? - Примерно от 1200 рублей за рабочую смену. В большом кино бывает и до 25 тысяч. Если снимаешься несколько дней подряд по этой ставке, получается вроде бы немало. Но это не постоянный заработок. Обычно актеры сидят месяцами без работы, выплачивают кредиты, отдают деньги за съемное жилье и завидуют работягам, который каждый день ходит на работу и получает стабильную зарплату. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ - Проблема актерской невостребованности была всегда, - считает президент гильдии актеров кино России Валерия Гущина. - Известный советский актер Геннадий Корольков был вынужден работать гардеробщиком в театре. Занимался частным извозом великий Владислав Дворжецкий. Чтобы прокормить семью, работал на стройке Владимир Ивашов. Его жена Светлана Светличная мыла полы в подъезде и убирала чужие квартиры. Ирина Малышева стала риэлтером. Это — актеры, имена которых на слуху, а что говорить о большинстве, еще более неустроенных? Сегодня проблема актерской невостребованности резко помолодела. Современные лицедеи, в отличие от коллег старшего поколения, не готовы идти в гардеробщики и работать на стройке. По-моему, они вообще не готовы сопротивляться проблемам. Но в таком случае творческие вузы должны понимать: так много актеров не нужно и заниматься планированием своих выпускников. - Я вообще не понимаю, ради чего собрался актерский митинг, - говорит первый заместитель Председателя Союза кинематографистов Олег Иванов. - Когда заключают договоры с продюсерами, они добровольно отторгают свои права. Я очень сомневаюсь, что найдутся актеры, готовые работать бесплатно, а вместо гонораров получать процент от проката. Продюсер не может подарить всем желающим эти права, иначе он не вернет вложенные деньги. Когда же наши актеры жалуются, что продюсеры им не платят, у меня возникает вопрос: почему они обращаются в суд? Если был честный нормальный контракт, проблем в суде не будет. Возникают проблемы только у тех, кто не заключал договор, рассчитывая на левые заработки.

"Нет рабству на съемочной площадке!"
© Комсомольская правда