Войти в почту

Из жизни контрабандистов

«РАЗИНЯ» Франция - Италия, 1965, в СССР - 1968. Режиссер - Жерар Ури. В ролях: Бурвиль, Луи де Фюнес. Лоху поручают перегнать из Италии «Кадиллак» и ни в чем себе не отказывать. У «Кадиллака» золотые бамперы, изумруды в аккумуляторе и пуд героина в крыльях, а за всем хозяйством охотится конкурирующая шайка. Как говорилось в одном из фильмов советского репертуара, «путешествие будет приятным». Так вот, значит, откуда бриллиантовые руки-то растут. Ага. Клиент-лопух в клешнях контрабандистов. Друг в овечьей шкуре. Прятки-салочки в лабиринтах подземных гаражей. Блондинка-соблазни-тельница, озвученная, кстати, женой Гайдая Ниной Гребешковой. Да, идеи витают в воздухе, да, озарения разом стучатся во многие головы - но уж слишком внимателен был Гайдай к забугорной комедии («Деловые люди», скажем, - гениальная стилизация малобюджетного американского кино 30-х) и слишком идиотична схема обогащения Шефа, Лелика и стамбульских аптекарей. Везти в СССР клад, чтобы здесь его зарыть, отрыть и выручить четверть стоимости в советских рублях в виде премии - гениальный бизнес-план, Сорос отдыхает. Ясно, что клише «простак, используемый в качестве кофра для сокровищ» подверстывали к нашим реалиям - но контрабанда ценностей в Союзе была стопроцентно вывозной (как и за сколько их здесь продашь?), а это переносило действие за границу. Ну и придумали наглую чушь про возросший интерес иностранцев к окрепшему советскому рублю (так обосновывал Гайдай сюжет в Госкино). А бриллиант на главную роль у него уже был, служил клоуном в цирке. Тема простофили, одолевшего жуликов чистым сердцем и светлой душой, была для Юрия Никулина внове - а Бурвиль ей всю жизнь отдал. «Не так глуп» назывался уже второй фильм в его карьере, и фраза «У вас ус отклеился» всегда была у него наготове. Ус отклеивался, конечно, у де Фюнеса: они как встретились в 1956-м на фильме «Через Париж», так и продрейфовали вместе до сияющей вершины - самого кассового французского фильма всех времен «Большая прогулка» того же, между прочим, режиссера Ури. Один суетился - другой тупил. Один жестикулировал - другой давал флегму. Один химичил, жуковал, комбинировал - другой пел в душе (ударение произвольное). Спелись настолько, что казались неразлучным дуэтом - а сыграли вместе всего-то три картины, и в каждой тащили поперек Франции какой-то стремный груз. «Через Париж» - контрабандный окорок мимо немецких патрулей, в «Разине» - золотые бамперы, в «Прогулке» - сбитых английских летчиков. Прятать еду, англичан и драгоценности ради кусочка славы, свинины и миллиона - это очень, очень, очень по-французски. Русифицировать сюжет Гайдаю удалось единственным способом. Песней про зайцев.

Из жизни контрабандистов
© Комсомольская правда