Кинофестивали стали полем для политических баталий

Эксперты с тревогой отмечают, что в последние годы международные кинофестивали все чаще становятся не культурным событием, а способом донести и навязать новые политические идеи. "Кино всегда было основным носителем идеологии. Потому что кино показывает людям, как им надо поступать в неких ситуациях. Вот для того чтобы там что-то понять, надо прочитать книжку, еще разобраться в ней, массу усилий надо проделать. А кино хорошо тем, что оно просто тебе на экране показывает, как надо себя вести. И люди принимают это как руководство к собственному действию и поведению", - рассказывает корреспондентам программы "Территория заблуждений" политолог Дмитрий Куликов. Так, например, на прошлогоднем Канском кинофестивале особенное внимание было уделено теме Евромайдана. В украинском павильоне прошел даже день Майдана, где крутили соответствующее кино - документальные фильмы "Небесная сотня", "Кино гражданских протестов", "Черная книга Майдана" и другие картины, содержащие лишь одну версию произошедшего. Настоящий фурор произвел фильм Сергея Лозницы "Майдан". В этом году украинцы надеялись на успех в Каннах другого своего фильма о войне на Донбассе – "Плен". Это история учителя химии, который отправился в зону военного конфликта вслед за сыновьями и попал в плен. Однако западных критиков драма украинского народа в этом году не заинтересовала. "У нас нет там ни Путина, ни Порошенко, никого. Каких-то политических, ярко-выраженных моментов у нас нету. Есть общая ситуация, которая была и сто лет тому назад, наверно, и, к сожалению, наверно, будет всегда", - говорит режиссер фильма "Плен" Анатолий Матешко. Год назад фильм на Каннском фестивале фильм Андрея Звягинцева "Левиафан" получил приз "За лучший сценарий". В картине жители российской глубинки изображены как сильно пьющие люди, а русские чиновники - как бандиты и взяточники. Европе и Америке такая сильно пьющая и вороватая Россия очень нравится. Десятилетиями западная поп-культура показывала русских именно такими. Например, в фильмах "Порок на экспорт", "Хозяева ночи", "Солт" и многих других главными злодеями показаны именно русские. "Есть тесная связь между голливудским кинематографом и Пентагоном. Более того, Пентагон частично субсидирует ряд фильмов (это классические боевики) для поднятия духа как среди своих военнослужащих, так и для укрепления общего чувства патриотизма. Некоторые фильмы продуманы так, чтобы заранее демонизировать, например, некоторые государства или некоторые культуры народов", - рассказывает руководитель администрации Международного евразийского движения Леонид Савин. Небылицы про русских во всем мире проходят на ура, собирая в прокате десятки миллионов долларов. Однако в преддверии 70-летия Победы уничижительное отношение к русским, показанное в фильме "Ребенок 44", терпеть не стали. Представители Министерства культуры России и прокатчик посчитали, что сюжет фильма искажает исторические факты и дает "своеобразную трактовку событий до, во время и после Великой Отечественной войны". Как только фильм "Ребенок 44" запретили к прокату, Россия в глазах Запада оказалась нетолерантной. Дэвид Крамер, экс-президент "Фридом-Хаус": "Этот запрет меня не удивляет, потому что российская власть только то и делает, что выкидывает в мусорку кино и искусство, и не полностью отображает режим Кремля, который господствует в России". Делая подобные громкие заявления, американские общественные деятели умалчивают, что США часто запрещает в своей стране фильмы, например, где речь идет об американских солдатах в Ираке. Так, снята с проката картина "Без цензуры" из-за эпизода, где несколько американских солдат насилуют 14-летнюю иракскую девочку, а затем расстреливают ее семью. Американская цензура посчитала это неправдоподобным, несмотря на то, что фильм основан на реальных событиях. Западные фестивали все больше не про искусство, а про политику. Это становится заметно даже неподготовленному зрителю. Достаточно вспомнить скандал, произошедший на Оскаре в 2010-ом году, когда картина режиссера Кэтрин Бигелоу "Повелитель бури" о героических буднях американских саперов победила сразу в 6 номинациях. В 2013 году Кэтрин Бигелоу сняла фильм уже про Бен Ладена – "Цель номер один" - о ликвидации террориста американскими морпехами. Эта работа также получила высочайшие признания мирового сообщества кинематографистов. В тот же год награду Оскара в главной номинации "Лучший фильм" получила картина "Операция Арго" - история доблестного агента ЦРУ, спасающего заложников американского посольства в Тегеране во время исламской революции 1979 года. "Это способ защиты своих приоритетов, это способ показать, что Америка всегда права, а если чьи-то интересы не совпадают с американскими, то виноват он. Диктатор, он враг, он подлежит уничтожению", - рассказывает директор "Института проблем глобализации" Михаил Делягин. Аналитики утверждают: кинофестивали и кинопремии давно уже перестали быть соревнованием лучшего кинематографа, талантливых режиссеров и артистов. Теперь это всего лишь еще один инструмент пропаганды западных ценностей. Полную версию программы "Территория заблуждений" смотрите сегодня в 20:00 на РЕН ТВ.

Кинофестивали стали полем для политических баталий
© РЕН ТВ