Триумфальную ленту калмыцкого режиссера покажут на «Кинотавре»-2015 в Сочи

История успеха фильма началась около трех лет назад, после того, как Элле Манжеевой удалось представить сценарий продюсеру Елене Гликман (одна из ее известных картин — Питер-FM). «Да! Работаем!», — ответила, прочтя сценарий, продюсер. В первую очередь, необходимо было найти спонсоров для съемок. Творческая группа решила попытать счастья на конкурсе, который ежегодно проводит Министерство культуры РФ. Сценарий фильма здесь ждал успех — будущая кинокартина вошла в число лучших работ, победив в лоте «Кино на языке народов России», и получила финансовую поддержку. А еще до истории с Минкультом в Калмыкии был снят презентационный ролик о фильме, - в результате проектом заинтересовались еще несколько московских продюсеров, а сценарий фильма опубликовал журнал «Искусство кино». Тем временем, Елена Гликман представила проект на питчинге «Кинотавра» и выиграла его, что подарило еще не вышедшей в свет картине потенциальную возможность в будущем участвовать в конкурсной программе «Кинотавра». Также творческая группа получила предложение о премьере «Чаек» на канале «Культура». Успех ждал ленту и на Berlinale Talent Campus, конкурсе молодых кинематографистов на берлинском международном кинофестивале. Заявку «зарубеж» Манжеева подала, полагая, что фильм о Калмыкии, скорее всего, в России широко востребован не будет. В итоге, из 4,5 тысячи заявок жюри выбрало около 300 участников, которые были приглашены в Берлин, в их числе оказалась и калмыцкий режиссер. «Мне все говорили, что я никогда не буду снимать кино на калмыцкую тему, потому что это никому не интересно. Что на это никто не даст денег. Мы не титульная нация, у нас маленькая аудитория. Многие советовали переключить свое внимание, не писать о Калмыкии — беспокоясь о моем будущем, о моей карьере. Еще я два года назад ездила в кампус Берлинского фестиваля. Было очень много лекций, и много говорили о том, что если вы маленький народ и у вас своя культура — то это важно. В этом и есть ваш личный код, ваша индивидуальность, этим вы отличаетесь от других. Это было настолько благодатно для меня, потому что я приехала туда раненой птицей. А там сказали: да нет, наоборот круто, в этом же и есть вы. Эти шесть дней изменили всю мою жизнь, отношения к себе», — рассказала Манжеева в интервью порталу seance.ru. Съемки ленты начались в 2013 году, отбор объектов и натур для съемок проводился в рыболовецком поселке в Лагани и Элисте. В фильме снимались, в основном, непрофессиональные артисты. Главную роль в ленте сыграла калмыцкая топ-модель Евгения Манджиева, которую можно видеть на показах Jean Paul Gaultier и Lanvin — девушку режиссер увидела сначала на графической картинке финской художницы Хелены Юнттила, а затем отыскала Евгению по снимкам в соцсетях. Отметим, что фильм основан на реальных событиях и снят на русском и калмыцком языках. По сценарию ленты, главная героиня живет в приморском городе Лагани в Калмыкии. Молодая замужняя женщина хочет уйти от супруга, промышляющего рыбной ловлей, но не решается сделать это, боясь неизвестности. Обстоятельства складываются так, что ее муж погибает. Смерть супруга заставляет героиню задуматься и пересмотреть свои взгляды на жизнь, счастье, свободу. Лента Манжеевой вызвала огромный интерес за рубежом, причем, не только зрительской аудитории, но и международного профессионального киносообщества. После почти десятка показов на «Берлинале», у фильма сложилась отличная фестивальная судьба. Помимо «Кинотавра», лента получила приглашения на год вперед от различных фестивалей мира, ближайшие из которых пройдут в Карловых Варах, Эдинбурге, Хайфе, Варшаве и Токио. «Для нас очень важно, что представлять нашу страну на мировых фестивальных площадках будет этот тонкий, умный, талантливый фильм, снятый в одной из самых самобытных республик России — Калмыкии, калмыцким режиссером на калмыцком и русском языках. Игровых фильмов в этом единственном в Европе буддийском регионе не снимали более 30 лет. Этот факт, как и сам фильм, оказался столь неожиданным и ярким, что после показов на «Берлинале» вышло более 100 публикаций в российской и международной прессе с рецензиями или упоминаниями «Чаек», — рассказала в интервью «АНН-news» Елена Гликман. Продюсер выразила уверенность, что после участия в конкурсе «Кинотавра» зрительский интерес к ленте только усилится. В рамках конкурсной программы в Сочи премьера «Чаек» состоится в Зимнем театре 11 июня. Представлять фильм и бороться за победу на «Кинотавре» будут режиссер Элла Манжеева, продюсеры Елена Гликман и Ярослав Живов, актеры Евгения Манджиева, Евгений Сангаджиев, Любовь Убушиева, Сергей Адьян в и Дмитрий Мукеев. Добавим, «Чайки» — не первая кинематографическая работа 33-летнего режиссера, однако, это ее первая полнометражная лента. Причем, это вообще первый в истории постсоветской Калмыкии фильм, добившийся, к тому же, широкого признания и у зрителей, и у критиков. «У нас был — он и сейчас есть — хороший сценарист, Олег Манджиев, по сценариям которого русскими режиссерами были сняты такие фильмы, как «Амуланга» (1987) или «Гадание на бараньей лопатке» (1988), рассказывающие в основном о жизни калмыков в период депортации — он и сам пережил депортацию. После этого никто ничего не снимал и не писал, калмыцких кинорежиссеров не было — вообще, в принципе. Даже в смежных профессиях нет — не было ни одного калмыцкого кинооператора, ни одного художника», — говорит режиссер. Сама Элла Манжеева успела снять несколько «короткометражек» о Калмыкии — «Чужая степь», «Женщина внутри как степь». С последней лентой Манжеева объездила множество европейских фестивалей. Режиссер подчеркивает, что названия ее фильмов, в том числе и ленты «Чайки», весьма символичны, — известно, что эти птицы являются символом тоскующей женщины, а также хранителями душ погибших в море рыбаков, говорит режиссер.