Войти в почту

Рабочие специальности сделают популярными с помощью кино

Депутат Госдумы Олег Смолин (КПРФ) направил обращения в Минкультуры России с просьбой выделить отдельный бюджет на поддержку производства отечественных кинолент, которые будут популяризировать образ человека труда. По мнению законодателя, за минувшие несколько десятилетий в стране значительно нивелировалось уважение к гражданам рабочих специальностей, в результате всё меньше и меньше молодых россиян хотят обучаться таким специальностям. В итоге страна испытывает острый дефицит рабочих специалистов и вынуждена нередко привлекать трудовые ресурсы из-за рубежа. Сама же ситуация, когда общество испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих рук, влияет на состояние дел в разных отраслях — ЖКХ, строительстве, дорожном хозяйстве, машиностроении и даже космической отрасли, которая в последние годы «прославилась» уже систематическими авариями. — Мы направили обращение в профильное министерство с просьбой об отдельной поддержке фильмов, направленных на популяризацию рабочих профессий, ценные специалисты по которым так необходимы сейчас стране. Во времена Советского Союза это было одной из важнейших государственных задач кинематографа. Ярким примером тому стал фильм «Москва слезам не верит». И результат был налицо: люди уважали такие специальности, не просто учились на них, но хотели и трудиться по данной квалификации, — рассказал Смолин. На протяжении всей истории советского кинематографа режиссеры снимали множество картин, пропагандировавших рабочие специальности и людей труда. В фильме «Москва слезам не верит» одну их главных ролей сыграл Алексей Баталов, герой которого работал слесарем в НИИ — за его золотые руки друзья-ученые поднимали тост в одной из сцен. В 1981 году фильм был удостоен премии «Оскар». Как рассказала «Известиям» театральный эксперт и режиссер Светлана Сулима, в советские времена популяризация рабочих специальностей в кинематографе была одной из главных задач, утвержденных на государственном уровне. — Все популярные фильмы, которые мы знаем и любим, отражают и эту цель государства: показать, как весело живется простому рабочему, какую он может сделать карьеру, насколько уважаем его труд. Это и фильмы с любимицей Сталина Любовью Орловой, такие как гимн новой жизни в новой стране «Свинарка и пастух», и всем полюбившиеся «Девчата», «Я шагаю по Москве». Даже в кинолентах с ярко выраженной любовной линией, например «Дело было в Пенькове», сквозной нитью звучит аргументация, как хорошо быть простым и честным рабочим, сколько радостей может дать человеку его труд, — рассказала она. Еще были фильмы «Большая семья» про потомственных рабочих-судостроителей, «Высота» — про бригаду монтажников, «Весна на Заречной улице» — про молодых рабочих металлургического завода, «Добровольцы» — про комсомольцев, участвующих в индустриализации и послевоенном восстановлении страны, «Директор» — киноповесть о создании первого советского автомобиля, «Коммунист» — о добросовестном и честном труде Василия Губанова, участника одного из первых советских строек, и многие другие киноленты. После развала СССР и резкого падения промышленного производства вчерашние «золотые руки», став невостребованными на рынке труда, пытались заработать деньги каким-либо образом. Многие ушли в торговлю, кто-то в другие сферы. Система профессионально-технического образования также стала непопулярной у молодежи, которая устремилась на юридические и экономические факультеты появлявшихся новых частных вузов. Директор департамента кинематографии и модернизационных программ Министерства культуры РФ Вячеслав Тельнов рассказал «Известиям», что ведомство и сегодня, организуя государственную поддержку кинематографа, негласно учитывает необходимость популяризации рабочих специальностей. — Организуя государственную поддержку сегодняшнему кинематографу, мы всегда стараемся учитывать и необходимость популяризации рабочих профессий, нужных стране. Причем не только в художественных лентах, но и в документалистике. Это не стихийное правило, а скорее негласная установка, которая в той или иной мере должна быть отражена в сегодняшних кинолентах, — рассказал он. Последние несколько лет государство уделяет особое внимание в кинематографе темам патриотизма, толерантности, сюжетам, связанным с Великой Отечественной войной или рассказывающим о выдающихся спортсменах страны. На российские экраны при государственной поддержке вышли военные ленты «Битва за Севастополь», Сталинград», новые части «Утомленных солнцем» Михалкова, «Брестская крепость». В 2013 году появился фильм, посвященный советскому хоккеисту Валерию Харламову, — «Легенда № 17», который собрал в прокате порядка 1 млрд рублей и заметно отыграл бюджетные затраты в €10 млн. Что касается темы человека труда, заметным за последние годы стало, пожалуй, лишь появление в 2014 году киноленты с сомнительным названием «Дурак», которая рассказывала о молодом слесаре-сантехнике Дмитрии Никитине и снята в жанре драмы. Депутат Госдумы и бывший токарь пермского завода ОАО «Стар» Валерий Трапезников считает, что при создании лент о людях труда нужно не только создавать положительный образ, но и демонстрировать реальную картину действительности и проблем, которые сегодня окружают рабочих. — Идея хорошая, но реализовывать ее нужно «натурально». Надо отражать не только преимущества этих профессий, но и проблемы, существующие в отраслях: как рабочие борются за повышение зарплат, как незаслуженно ставку повышают вместо них менеджерам, как рабочий покупает машину на скопленные с трудом деньги и стесняется ее демонстрировать перед коллегами, как неоднозначно реагируют девушки на парня, который выбрал рабочую профессию, а не стал «белым воротничком», — сказал Трапезников. Надо отметить, что в этом году Фонд кино, созданный правительством для государственной поддержки кинематографии, задал и тему человека рабочей профессии. В марте фонд открыл конкурс сценариев полнометражных фильмов и среди желаемых тем заявил «Крым в истории России», «К 25-летию августовского путча: мифы и реальность», «Петр I», «Русско-японская война 1905 года», «К столетию событий 1917 года», «Битва за Ленинград: Невский Пятачок», «О легендарных отечественных спортсменах и их победах», «О выдающихся советских и российских ученых», «О дружбе народов в РФ» и «О людях трудовых профессий». При этом надо отметить, что сценарии, победившие на конкурсе Фонда кино в 2014 году, — «Гардемарины IV», «Шаляпин», «Рюрик. Полет сокола», «Лев и Бобер», «Вратарь республики» если и касаются темы человека труда, то очень отдаленно, а последние два сценария посвящены футболистам. — Сейчас мы пожинаем плоды перестройки, когда все захотели учиться только на юристов и экономистов, поэтому технических специалистов мало. И в каждой отрасли это чувствуется. Однако на производствах зарплаты со стабильно нищенских, как это было прежде на некоторых должностях, постепенно растут, — рассказала член НП «Эксперты рынка труда» Юлия Левина. Руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob Павел Лебедев рассказал «Известиям», что рабочий персонал — одна из самых востребованных категорий работников. В среднем на них приходится около 12% всех активных вакансий, в Москве — 9%. Самыми востребованными на сегодняшний день являются квалифицированные слесари, техники, автомеханики, электромонтеры. При этом, по данным Superjob, средняя зарплата квалифицированного рабочего в Москве составляет всего 40 тыс. рублей. Средняя столичная зарплата техника, слесаря, электромонтера не достигает и 40 тыс. рублей. Более приличным является финансовое положение автомехаников и мастеров по ремонту, чьи средние зарплаты в Москве составляют 54 тыс. и 60 тыс. рублей соответственно.

Кадр из фильма «Высота».
Кадр из фильма «Высота».© kinopoisk.ru