Войти в почту

В прокат выходит «Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего — многофигурное полотно, предлагающее неожиданно оптимистический взгляд на проблему «лишнего человека». Безымянный олигарх («человек которого считали Богом») под конец жизни решил построить уникальное по архитектуре здание, но умер в процессе его создания. Теперь, в недалеком от нас 2017 году, в недостроенном монструозном строении на безымянном побережье поселились подростки, а позднее туда вернулись наследники олигарха – витающий в облаках сын-хипстер и дочь со слуховым аппаратом. Поразмыслив и послушав аргументы настойчивых родственников в пользу продажи строения, девушка решила все же оставить его себе, обжить и достроить. Это лишь один из вариантов изложения сюжета нового фильма Алексея Германа-младшего, премьера которого состоялась минувшей зимой в Берлине. Перед тем показом режиссер рассказывал «Газете.Ru», что его задачей было «создать 3D-драматургию» — выстроить действие не только в пространстве и времени, но и обозначить его на пересечении нескольких порой несвязанных человеческих жизней. На деле структуру «Под электрическими облаками» проще всего обозначить как фильм-альманах из семи историй о героях, некоторые из которых никогда друг друга не видели. Сюжетообразующим здесь является даже не здание, а само пространство в котором оно построено – туманное, холодное, неприветливое, но совершенно завораживающее. В нем, разумеется, легко угадывается развернутая метафора России, хотя этой аналогией образный ряд картины все же не исчерпывается. Проблема в том, что эти объяснения не дают почти никакого представления о происходящем на экране. Можно описать картину и по-другому. Закадровый голос в начале фильма вполне однозначно обозначает его тему – это повесть о «лишних людях», статистической погрешности, выбивающейся из общей массы. Помимо упомянутых, в число «лишних» попали безымянный гастарбайтер, немой контуженный подросток Валя (в этой роли снялась Чулпан Хаматова), экскурсовод музея, стоявшего на месте построенного олигархом дома… В общем, повесить на картину ярлык «фильм о русской интеллигенции» тоже не выйдет, как не получится и обозначить ее четкого адресата. Такую неопределенность легко списать на невнятность интонации, но дело тут все же в другом. «Под электрическими облаками» с кинематографом имеет почти столько же общего, сколько с рисунком. Герман не столько рассказывает историю, сколько выстраивает композицию огромного живописного полотна. В этом смысле картина, кстати, неожиданно перекликается с другим, самым громким российским фильмом этого года – «Левиафаном». Фильм Звягинцева, разумеется, обладает более линейной структурой, он конкретнее, но по сути метод у обоих режиссеров сходный. Но если «Левиафан» — фреска, фиксирующая реплику библейской истории, «Под электрическими облаками» ближе к импрессионизму в его попытке поймать не дух времени, а скорее его воздух. Разумеется, фильм Германа не из тех, на которые можно легко отправить знакомых пятничным вечером. Смотреть его временами физически трудно, сюжетная канва начинает складываться в голове где-то на втором (из двух с лишним) часе просмотра. Однако это тот самый случай, когда стоит дать себе труд усидеть в кресле. Помимо чисто визуальных красот, у фильма есть и другое ценное свойство – он, как и «Левиафан», дает богатую почву для разного рода размышлений. Детали здесь проступают постепенно, акценты меняются, а казавшаяся слишком искусственной картина обнаруживает куда больше сходств с жизнью за пределами кинозала, чем казалось поначалу. Единственное, о чем режиссер считает нужным говорить напрямую – оказавшись среди хлябей безвременья, стоит все же попытаться из них выбраться. И кажется, отечественный авторский кинематограф давно не предлагал своему зрителю ничего более оптимистичного. Другие актуальные материалы ежедневно на ваш e-mail:

Облака плывут
© Газета.Ru