Новая эра «Музеона». Особая история кино

Парк «Музеон» пережил свою личную перестройку, которая началась в 2012 году. Работа была грандиозной, и за три года он полностью поменял свой облик. К нему присоединилась пешеходная Крымская набережная, которая прежде была загазованной дорогой с бензозаправкой, а сейчас превратилась в самое модное место в городе, где люди катаются на скейтах, велосипедах, самокатах, принимают солнечные ванны и купаются в сухих фонтанах. Три года приходилось обходить стороной строительные заборы, пока шли работы, но сейчас они завершены, и парк продолжает развиваться. С передвижением проблем не возникает: можно без конца гулять среди зелени и скульптур, а для тех, кому есть куда спешить, электрокары: в парке они используются с прошлого года. Такие автомобили заряжаются при помощи специальных электрозаправок. И это не единственная технология: в «Музеоне» установлены стойки Wi-Fi, работающие на солнечных батареях, а совсем скоро появятся интерактивные панели, чтобы посетители могли с легкостью узнать, где расположены кафе, где находится кинотеатр, где найти памятник Дзержинскому, а где — Горькому. С одного раза парк обойти не просто — завораживают скульптуры: здесь и советские вожди, и абстрактные фигуры, а кинотеатр окружен статуями, объединенными одной темой — музыка. Гранитные скрипачи и Моцарт за роялем в окружении благоухающей сирени — особая обстановка уводит из реальности. И все же Москва, июнь, 2015-й. Мы на пороге очередной серии кинопремьер, и кто-то уже мечтает о билете на «Мир Юрского периода» в формате 4DX, но «Музеон» не про это: зритель там особый. В летнем кинотеатре парка показывают не только классические репертуарные фильмы, причем за редким исключением картины демонстрируются на языке оригинала с субтитрами, так что на просмотры приглашают и англоговорящих зрителей, и франкофонов — тех, кто симпатизирует Франции, владеет французским. Первый спецпроект — «Делай фильм!», фестиваль документального кино о городе и обществе, который проводится с 26 мая. Перед показами проводятся дискуссии: темы, поднимаемые в фильмах, обсуждают с экспертами. Следом идет «Говорящее кино»: проект с авангардными европейскими, американскими фильмами в рамках Московского кинофестиваля. Третий спецпоказ — это кино с живой музыкой: современные музыканты сочиняют сопровождение к старым кинолентам, советскому киноавангарду 20-х — начала 30-х годов, после чего исполняют ее вживую. Однако это не оркестр и не таперы-пианисты, а люди, которые работают в экспериментальных жанрах: стрит-джаз, нойз, техно. Наконец, в августе пройдет фестиваль индийского кино. Арт-директор «Музеона» Елизавета Бобряшова подчеркивает: такие фильмы — очень любопытное явление. Они объедиют Болливуд — песенный, плясовой и разудалый — с фильмами, которые заимствуют методы европейского кинематографа. Такое кино в России мало кто знает, и редко его берут в прокат. Но не обойдется и без индийского мейнстрима с большими бюджетами. Это возможность познакомиться с известными именами, которые котируются на международных фестивалях, получают призы в Каннах и Венеции. Спецпоказы проводят по вторникам, иногда — по средам. В остальное время кинотеатр работает, подобно обычным, показывает репетуарную сетку: фильмы, которые идут в городском прокате. Разница лишь в том, что здесь их можно посмотреть на свежем воздухе. Почему «Безумный Макс» остался за бортом? 23 июня стартует программа «Говорящее кино». Она будет проходить в рамках Московского кинофестиваля. Это подборка картин актуального европейского кинематографа. Фильмы объединяет то, что в них используется голос за кадром, причем совершенно по-разному: невидимый диктор может рассказывать истории, зачитывать поэтическое эссе или выдержки из дневника. Подборку для «Музеона» сделал кинокритик Алексей Артамонов, который курировал программу Музея кино в прошлом году. Елизавета Бобряшова: Это фестивальное кино, там есть последние фильмы Йонаса Мекаса, Джеймса Беннинга — столпов авторского американского, европейского кинематографа, но это не совсем то, что у нас принято называть артхаусными фильмами. Это и не мейнстрим, и не артхаус: фильмы, которые очень редко появляются в кинотеатрах, в России у них вообще нет никакой прокатной судьбы, и они на грани между искусством в смысле киноарта и классическим кинематографом. В июле-августе будут проводиться мероприятия изданий Colta, «Сноб», «Русский репортер». Это в большей степени образовательные программы или там будут представлены художественные киноработы? Елизавета Бобряшова Там будут художественные киноработы, и это не образовательная программа, скорее, образовательно-просветительская. Редакторы новостных порталов и изданий создают для нас подборки, и вокруг них выстраивается дискуссия. Присутствуют режиссеры, художники, критики. Так что это не просто киносеансы, но и не лекции: смысл которых в том, чтобы превратить кино в живую тему для обсуждения. Вообще идея фестивальных программ, которые мы сами инициируем и хотим делать, состоит в том, чтобы кино превращалось во что-то живое, пусть оно снято оно в 20-30-х годах в Советском Союзе или вчера молодым московским режиссером. Мы не показываем блокбастеры, дорогие американские фильмы, а демонстрируем совсем другое кино, которое живет благодаря тому, что о нем хочется говорить, с ним хочется что-то делать. По какому принципу вы отбираете фильмы? Руководствуетесь тем, что блокбастеры — массовое кино, а вы показываете именно не массовое? Есть же такие фильмы, как, например, «Хранители»: фантастический боевик, но очень вдумчивый, и как теперь говорят, абсолютно незаслуженно провалившийся в прокате… Елизавета Бобряшова Это хороший вопрос, он даже, наверное, касается больше репертуарных показов, чем спецпрограмм, хотя они друг с другом дружат. Например, мы не показываем «Безумного Макса», который вышел во всех кинотеатрах страны. Мне он очень нравится, я с удовольствием на него сходила. Но концепция нашей летней площадки такая: вы пришли в парк, сидите, над вами звездное небо, поют птицы... Предполагается задумчивое созерцание, спокойный просмотр, дискуссия — до или после. Игнорировать саму обстановку, то, какой заряд она несет, настроение, довольно странно. Довольно сложно описать какую-то единую концепцию, но мы для себя ее определяем так: мы показываем фильмы про людей, это, скорее, какой-то реализм. Хотя иногда хочется какое-то отступление сделать, но именно на контрасте. Надеемся, что в этом году получится устроить ночь фильмов ужасов. Но такие штуки работают именно на доведении до абсурда — мы берем идею, совсем отличающуюся от нашей обычной репертуарной программы. Такова фишка этих показов: они выпадающие. Какие тенденции сами участники фестиваля привносят в культуру? Что просто модно, а в чем заключается настоящее новаторство? Елизавета Бобряшова В случае с «Говорящим кино» сложно говорить про новаторские методы режиссеров: они очень известны, им уже по 70 лет, и они всю жизнь снимают авангард, то есть переизобретают киноязык. Это, например, фильмы, сделанные из найденного футажа, то есть режиссеры берут обрывки пленок, монтируют их и накладывают закадровый голос. Или когда режиссер берет бракованную 16-миллиметровую пленку и снимает на нее, например, город, в котором он родился, рассказывает про знакомые ему места: выстраивается психогеография города. Все это — экспериментальные формы работы кино как медиа. Модно — это совсем не то слово. Когда мы говорим, например, про «Киноозвучку», там музыканты, наверное, модные, современные, но само сочетание их и черно-белых кинолент, довольно сложных по содержанию, с большими смыслами таковым назвать нельзя. Получается именно интеллектуальный эксперимент — и кино по-другому совершенно смотрится, и музыка совершенно по-другому слушается. Если мы берем кинопоказы с живой музыкой, это очень интересная история, потому что мы, с одной стороны, показываем старое советское кино, на которое приходят в том числе люди пожилого возраста, их довольно много, и в то же время озвучивают это кино современные московские музыканты, у которых есть фанаты среди молодых людей, и на нашей площадке встречаются две абсолютно разные категории зрителей. «Музеон» не только переосмысляет творчество мэтров — зарубежных и советских: молодые российские режиссеры также демонстрируют в летнем кинотеатре свои работы. Их короткометражные фильмы также представляют большой интерес, отмечает Елизавета Бобряшова: ради этих картин приходят множество людей, и показ превращается в бурное обсуждение. Такой проект уже делали с изданием «Сноб», возможно, в августе кинотеатр запустит подобный со студентами Московской школы нового кино. Новые старты: детский центр и «Кинокампус Moscow» После длительной реконструкции масштабных изменений в парке не предвидится. По словам Елизаветы Бобряшовой, все задачи, которое руководство «Музеона» ставило перед собой на эти годы, выполнены, и теперь посетители могут насладиться плодами этой работы. Скоро откроется детский центр: большой павильон, напротив которого расположена детская площадка. Уже сейчас она облеплена детьми. Елизавета Бобряшова В ближайшее время мы сделаем паузу с глобальным развитием и хотим просто, чтобы парк жил, развивался, чтобы в него приходили люди, проводили в нем время. Единственное, что у нас новое произойдет совсем скоро, — мы откроем детский центр, произойдет это ближе к концу июля, и там будут проходить мастер-классы для детей, психологические тренинги для родителей. Можно будет ребенка на целый день туда отдать, чтобы его учили всему на свете — от языков до игры на гитаре, и клеили с ним из бумаги, и гуляли, и сажали цветы. В дальнейшем пока просто будем стараться поддерживать парк в том чудесном состоянии, в котором он сейчас. Что бы вы посоветовали людям, которые хотят посвятить себя сфере культуры, заняться образовательными программами, просвещением, популяризировать искусство? Елизавета Бобряшова У нас совершенно разные проекты, и мы открыты к любым предложениям. Они поступают и от известных театральных режиссеров и художников, а иногда, например, от студентов кинематографических вузов. Мы совсем скоро как раз в кинотеатре будем делать проект «Кинокампус Moscow». Молодые ребята-энтузиасты придумали организовать киношный летний лагерь, когда собираются студенты из разных стран, обмениваются опытом и снимают фильмы, монтируют их вместе, потом эти фильмы показывают на широкую публику. Есть много начинающих проектов, которые проводят образовательные программы, к нам обращаются самые разные клубы, объединения людей, которые увлекаются теми или иными вещами. Совет людям, которые хотят заниматься популяризацией культуры и делать образовательные проекты, состоит в следующем: нужно просто понять, что является общественно значимым, общественно интересным, не гнаться при этом за конъюнктурой, а придумывать что-то новое и видеть на шаг вперед, придумывать темы, форматы, которые совсем скоро уже станут очень популярными, а сейчас они у всех на устах и крутятся в воздухе, но этого никто не делает. С этими проектами надо приходить к нам, мы с радостью с ними сотрудничаем. Современный «Музеон» — одно из лучших мест в городе, предлагающее досуг для любого круга, знаковый парк столицы, еще не перегруженный посетителями, где каждый гость может найти занятие для себя. И если вы опоздали на очередную громкую кинопремьеру, печалиться не стоит. Фестивали летнего кинотеатра — достойная альтернатива широко тиражируемым репертуарам, но даже тем здесь место нашлось. За последние годы столичные парки значительно преобразились и могут предложить развлечения на любой вкус, но у «Музеона» есть неподражаемый стиль: он выделяется уютом и особой атмосферой. Этот парк организован таким образом, что посетители не будут сталкиваться на велосипедных дорожках с другими любителями активного спорта, стоять часами в огромной очереди за горячим кофе, и при этом предлагает образовательные и культурные программы для любого посетителя. Так что если вам нужен островок спокойствия и площадка с интеллектуальной кухней, «Музеон» — ждет.

Новая эра «Музеона». Особая история кино
© BFM.RU