Станислав Говорухин возвращается с фильмом по Довлатову
Станислав Говорухин впервые представил свою новую картину «Конец прекрасной эпохи», основанную на произведениях Сергея Довлатова. Публика, два года назад расстроившая режиссера своей реакцией на «Weekend», на этот раз смеялась в нужных местах. Картина Говорухина стала фильмом открытия 26-го фестиваля «Кинотавр», который стартовал в Сочи 7 июня. Пару лет назад его триллер «Weekend» также открывал смотр и вызвал у публики немало здорового смеха, на что режиссер обиделся, сказав журналистам, что у него пропало желание снимать кино. «Конец прекрасной эпохи» — кино без начала и конца, и буквально без толкового сюжета. Это черно-белое кино про журналиста 60-х годов, которое начинается с хроники соответствующих лет: вот полет Гагарина и его магнетическая улыбка, вот выступления Окуджавы и восхищенные слушатели, а вот Хрущев возмущается на выставке авангардистов. Хроникальные кадры выглядят настолько живо и свежо, что искусственно переведенное в монохром современное изображение сразу бледнеет на этом фоне, обнажая разрыв во времени. Главный герой — Андрей Лентулов, в котором легко угадывается Сергей Довлатов. За основу Говорухин взял сборник рассказов Довлатова «Компромисс». Мы знакомимся с Лентуловым, когда того увольняют из ленинградской редакции. Ему сразу же предлагают место в таллиннской газете. В Эстонии журналист проведет какое-то время, выполнит пару заданий для редакции, напишет антисоветскую повесть, так и не женится на героине Светланы Ходченковой, которая появится в картине всего пару раз (и достаточно неожиданно). А потом Лентулов вернется в Ленинград. Несмотря на отсутствие внятной истории — фильм больше похож на набор отдельно стоящих, несвязанных эпизодов — гости «Кинотавра» приняли «Конец прекрасной эпохи» довольно благосклонно. Особенно публике пришлись по душе моменты, буквально воспроизводящие текст «Компромисса» Довлатова. Например, сцена, в которой Лентулову дают задание написать заметку об «обреченном на счастье» новорожденном 400-тысячном жителе Таллинна, для чего журналист отправляется в родильный дом — искать подходящего младенца. Главврач советует малыша с отличными параметрами — 4,2 кг, 58 сантиметров. Только одна загвоздка: мальчик — наполовину эстонец, наполовину эфиоп. «Это любопытно. Вырисовывается интернационализм», — замечает Лентулов и звонит главному редактору газеты. «Оставьте в покое своего засраного эфиопа! Дождитесь нормального человеческого ребенка!», — выходит из себя главред Генрих Францевич в исполнении фактурного Бориса Каморзина. Программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева не шутила, когда говорила, что кино Говорухина — сверхактуальное. Может, не «сверх», но дискуссии о цензуре, публичные осуждения «антисоветских» писателей, лицемерие коллег, которые вынуждены принимать участие в таких публичных «порках» — все это действительно выглядит современно. Лентулова на редколлегии ругают за повесть, в которой он якобы очерняет советскую действительность. «Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей», — оправдывается цитатой Лентулов. «Кто это написал, какой-нибудь московский диссидент?», — интересуется один из осуждающих. «Это Некрасов», — спокойно говорит Лентулов. «Не думаю», — так же спокойно и самоуверенно заявляет его оппонент. 26-й открытый фестиваль российского кино «Кинотавр» заработает в полную силу 8 июня, когда начнутся конкурсные показы короткометражного и полнометражного кино. Первым фильмом основного конкурса, который представят гостям смотра и жюри, станет лента «14+» Андрея Зайцева. Всего в конкурсную программу полного метра вошли 14 картин, среди которых новые ленты Анны Меликян, Алексея Федорченко, Василия Сигарева, Ивана Вырыпаева. Вне конкурса будут показаны новые работы Бакура Бакурадзе, Петра Буслова, а также хоррор «Убрать из друзей» продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссера Лео Габриадзе.