Тираннозавры на пенсии и инфузории в туфельках
Лидия Маслова о кинопремьерах недели На этой неделе в прокат вышли: блокбастер, от которого трудно скрыться, но смотреть не обязательно («Мир юрского периода»); скромный артхаус, который легко проглядеть, но стоит обратить внимание («Манглхорн»); а также нечто промежуточное: комедия, которую пропустить не обидно, но и посмотреть не противно («Красотки в бегах»). «Мир юрского периода» (реж. Колин Треворроу) «Мир юрского периода» (Jurassic World) — спродюсированный Стивеном Спилбергом четвертый фильм франшизы про опасный тематический парк с динозаврами, начало которой было положено в 1993-м «Парком юрского периода». Первая, самим же Спилбергом и снятая картина, как нетрудно предположить, и по сей день смотрится с интересом гораздо большим, не только чем промежуточные серии 1997-го и 2001 годов, но и чем нынешняя попытка обновить парк динозавров и заинтересовать им новое поколение маленьких зрителей. В четвертой серии, срежиссированной Колином Треворроу, ассортимент динозавров стал более разнообразным, в том числе и благодаря развитию генетики. Поскольку прежние старинные ящеры нынешних прожженных детишек уже не впечатляют, ученым пришлось вывести выдающуюся 17-метровую супертварь по кличке индоминус рекс, которая представляет собой адский генетический коктейль, куда кроме старого доброго ти-рекса были подмешаны каракатицы, древесные лягушки и еще пес знает кто. Чудище долго не предъявляют зрителю, пряча в древесных зарослях и как бы разжигая любопытство, долго на словах предупреждают, что при его появлении должны описаться и обкакаться не только дети, но и их родители, однако в результате из кустов не вылезает ничего особенного и поражающего новизной дизайна — просто очень большая бесформенная серая глыба с зубастой пастью. Идеологически «Мир юрского периода» тоже предъявляет потуги на какое-то разнообразие, хотя, возможно, это и лишнее: Спилберг-то в первой картине прекрасно обходился всего одной непритязательной идеей, что человеку не стоит много о себе воображать, а лучше вести себя поскромнее перед лицом непреодолимых сил природы. Четвертый фильм зачем-то пытается быть умнее, и среди человеческих персонажей отражены различные мировоззренческие концепции и модели поведения. Нефтяную олигархию, которой на досуге хочется некоммерческих игрушек, представляет нынешний хозяин парка (Ирфан Кхан); холодное естествоиспытательство, не то чтобы абсолютно корыстное, но уверенное, что труд ученого должен хорошо оплачиваться,— сотрудница парка (Брайс Даллас Ховард), сочувствие ко всем живым тварям, спрятанное под морпеховскими доспехами,— прирожденный дрессировщик велоцирапторов (Крис Пратт); агрессивный милитаризм, мечтающий приспособить динозавров для военных целей,— сотрудник алчной корпорации InGen (Винсент д’Онофрио), которому, как сразу понятно, предназначено быть сожранным с особым наслаждением. Уравновесить необходимую для зрелищности кровожадность авторам удается с помощью умилительного нововведения: теперь велоцерапторы поддаются дрессировке и при виде завоевавшего их доверие человечного морпеха иногда издают нечто похожее на кошачье мурлыканье. «Манглхорн» (реж. Дэвид Гордон Грин) Мурлыканье органично вплетается в саундтрек фильма «Манглхорн» (Manglehorn), где в основном преобладает музыка Explosions in the Sky, эмоционально уплотняющая жизнеописание пенсионера, которого играет Аль Пачино. Человек это хоть с виду и симпатичный, но как вскоре выясняется, совсем не приятный и сумевший испортить отношения как с единственным сыном, так и с самой главной женщиной в его жизни, и теперь привязанный только к кошке. Сюжета особого в «Манглхорне» нет, кроме отслеживания внутреннего психологического состояния человека, который за время жизни, как голодный тираннозавр, сгрыз всех, до кого смог дотянуться, и теперь потихоньку доедает сам себя: размышляет о старости, о том, что «потерял надежду на завтра», сожалеет о неправильно прожитой жизни, упущенных шансах и ошибочно расставленных приоритетах, а также мечтает сесть в свой катер, выйти в море и просто исчезнуть. Не догадываясь о том, сколько страдальческого хлама внутри у такого импозантного с виду пожилого джентльмена, к нему подбивает клинья моложавая, оптимистичная и человеколюбивая героиня Холли Хантер, еженедельно выдающая ему пенсию. Однако кульминационной сценой в фильме становится вовсе не романтическое недоразумение, спровоцированное отвратительным характером героя, а операция, которую делают его обожаемой кошке, проглотившей ключ. Ключи, которые герой вытачивает в рамках своего скромного бизнеса, становятся ключевой, простите за тавтологию, метафорой в фильме Дэвида Гордона Грина, режиссера очень разнообразного (можно вспомнить хоть популярную наркотическую комедию «Ананасовый экспресс», хоть недавнее эссе о мужской дружбе «Властелин разметки»), плодовитого и пока еще умеющего находить нетривиальные решения. Сравнивая своего запутавшегося и зашедшего в эмоциональный тупик героя с запертым автомобилем, ключи от которого остались внутри, автор фильма придает свежий поворот банальной идее, что отпереть самого себя для окружающего мира очень легко, если внимательно посмотреть вокруг. «Красотки в бегах» (реж. Энн Флетчер) Аналогичную трансформацию к лучшему переживает и одна из героинь комедии «Красотки в бегах» — так предпочли наши прокатчики перевести оригинальное название Hot Pursuit, «По горячим следам», где главное не столько следы, сколько сексуальные коннотации слова hot. Градус взаимной неприязни «красоток» поначалу оказывается довольно высок. Как в загонах парка юрского периода грызутся самки динозавров, так и тут в замкнутом пространстве оказываются самка полицейского (Риз Уизерспун) и самка мафиози (София Вергара) — жена колумбийского наркобарона, которая на наших глазах превращается во вдову и подлежит конвоированию через весь Техас. Осложняется путешествие тем, что коррумпированные полицейские хотят укокошить нежелательную свидетельницу и подставить свою коллегу. Главная фишка в этой картине, снятой женщиной (Энн Флетчер) о вынужденной женской дружбе, заключается не в комических ситуациях или смешных шутках, которых в жиденьком сценарии кот наплакал, а в обаянии артисток и химии между ними. В паре относительно остроумных сцен они для конспирации притворяются лесбиянками, а потом, накрывшись одеялом и нацепив рога, пытаются прокрасться мимо преследователей под видом лесной оленихи. Развитие отношений между девушками построено без особых изысков и вполне предсказуемо. Героиня Риз Уизерспун в своей полицейской форме поначалу выглядит как задрот неопределенного пола, однако постепенно заражается женственностью от своей знойной пленницы, таскающей за собой чемодан сверкающих туфель на шпильках, и в финале тоже приобретает внушительные каблы. Вероятно, если и стоит посоветовать эту картину, то лучше не в русском дубляже, а в оригинале, потому что карикатурный испанский акцент Софии Вергары и ее ужимки сильно оживляют эту стандартную историю на тему «С кем поведешься, от того и наберешься».