Один сценарий Адама Грина. Что показала Адыгея на кинофестивале в Каннах
«Своего зрителя российскому кино надо искать на родине. Нужны фестивали, где молодые ребята могли бы показать своё кино. Сегодня даже выпускникам режиссёрского факультета на «Кинотавр» или Московский кинофестиваль пробиться нереально. В формате там только звёзды», - рассказал участник Каннского кинофестиваля 2015 года Тембот Шовгенов. Уголком короткого метра Карина Кадиева, АиФ-Адыгея: - Как решились снять короткометражку для Каннского фестиваля? Тембот Шовгенов: - Не было изначально такой идеи – попасть в Канны. Я педагог, мой соавтор Азамат Тхаганов – врач. Мы физически не можем постоянно заниматься кинопроизводством, но любительское кино снимаем. Летом прошлого года у нас был отпуск. Не поехали отдыхать, а отправились в Национальный театр, к друзьям-актёрам Артуру Ахметову и Зуральбию Зехову. Решили снять короткометражку с настоящими актёрами, сценарием, музыкой. У ребят тоже был отпуск, и они безвозмездно согласились участвовать в съёмках нашей сумасшедшей идеи. Сценарий 25-минутного фильма «Адам Грин» был готов. Это история сценариста-неудачника, который всего один раз в жизни написал удачный сценарий, когда был болен. Он живёт прошлыми заслугами. Ничего нового придумывать не хочет и не может. Но на работе меняется руководство и требует новых идей, иначе сценаристу грозит увольнение. Тут Адам вспоминает, что тот, единственный сценарий был написан, когда у него была высокая температура. Он решает повторить прежний опыт. Каннский фестиваль возник на горизонте совершенно случайно. В январе у всей страны возникли две недели отдыха, мы сделали монтаж, всё переозвучили заново, нашли композитора, который написал музыку к фильму. И тут я увидел на сайте Каннского фестиваля, что посылать туда работы могут абсолютно все: профессионалы и любители. Крайний срок - 31 марта. Благодаря этому, собственно, мы и закончили фильм. В ночь на 31 марта загрузили «Адама Грина» на сайт фестиваля и благополучно о нём забыли. А через две недели пришло официальное письмо за подписью директора Каннского фестиваля о том, что наш фильм включён во внеконкурсную программу «Уголок короткого метра» и нам официально отправлены приглашения на 68-й кинофестиваль. Трейлер к Фильму «Адам Грин»: - Постояли на звёздной дорожке? Каковы ощущения? - Ждать своей очереди на звёздной дорожке нужно было три часа. Мы решили не тратить на это время - в Канны прилетели всего на три дня. Только на второй нашли площадку, где должны были показывать наш фильм, посетили российский павильон, познакомились с режиссёром Сергеем Ольденбургом и тут же во фраках и бабочках снялись у него в массовке. - Гендиректор кинофестиваля Тьерри Фремо сказал: «Фестиваль держится на четырёх китах: кино, кинорынке, прессе и гламуре». Согласны? - Абсолютно, потому что благодаря фестивалю Канны из рыбацкой деревушки превратились в столицу кино- и туриндустрии. Кстати, отдохнуть на Лазурном берегу стоит не дороже, чем на курортах Краснодарского края. К россиянам относятся благосклонно. Во всех кафе, ресторанах, магазинах вас встретят русским приветствием, на улицах звучит русская речь. И всё же российскому кино нужен российский зритель. Терминаторы вне программы - На ваш взгляд, почему именно ваш фильм был выбран для показа в Каннах? - Номинация «Уголок короткого метра» предназначена для начинающих режиссёров. Канны - это площадка по поиску талантов. - А что же российские кинофестивали? Хуже? - Не хуже. Но попасть туда таким как мы любителям нереально. Мы посылали свой фильм на «Кинотавр» - не попали. Начинающим режиссёрам очень тяжело о себе заявить. Нужен приличный бюджет фильма, актёры, связи. На самых крупных российских фестивалях - Московском и «Кинотавре» – экспериментальных площадок для начинающих нет. - Многие фестивальные фильмы завоёвывают призы, а потом забываются. Почему? - В большинстве своём фестивальное кино некоммерческое. Поэтому оно не на слуху. Это кино о смысле жизни, отношениях между людьми. Фильмы с большим бюджетом, известными актёрами, где стреляют-убивают, грабят, любят-целуют - это коммерческое кино. Его на фестивале не покажут, но будут крутить в кинотеатрах. И народ пойдёт. «Терминатор» ведь тоже был в Каннах. Но только во внеконкурсном показе. Фестивальное кино - кино не для всех. «Терминатор» и «Аватар» - не герои Канн. - В этом году в Каннах не было ни одного российского фильма. Что фестиваль от этого потерял? - За два последних года видел «Левиафана» Андрея Звягинцева и «Дурака» Юрия Быкова. Первый фильм мне не понравился - полная безнадёга, после которой захочется в срочном порядке уехать из России. Второй - наоборот, я люблю манеру Быкова оставлять зрителю надежду. - Фильм обязательно должен оставлять надежду? - Иначе какой смысл? Показать всё в отрицательном контексте или в радужном сиянии - кино получится однобокое. Оно ничему не учит, просто мажет всё в чёрный цвет. Люди, воспитанные на пессимистичных картинах, страну не поднимут. Чёрная краска - это не жизнь. Жизнь - это сочетание того и другого, богатые оттенки. Режиссёр не должен думать за зрителя, нельзя в конце фильма ставить жирную точку. Надо оставить место для размышления. - В любой праздничной телепрограмме нам показывают фильмы 30-х - 70-х годов. Больше показывать нечего? - Эти фильмы создавались великими людьми. Рядом с ними у современного российского кино мало шансов на победу. Раньше снимали кино не только ради денег. Сейчас в головах съёмочной группы - бюджет и окупаемость. Наше кино теряет зрителя.