Такого Шерлока Холмса мы еще не видели
Александр Кан обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры Глубокий 93-летний старик, на глазах теряющий и память, и способность ходить, но не потерявший острый ум и умение за детективной загадкой увидеть человеческую историю и драму человеческих отношений. Таким предстает герой нового британского фильма "Мистер Холмс" в исполнении патриарха британского кино и театра Иэна Маккелена. Блистательная плеяда Холмсов Число фильмов про великого сыщика перевалило за сотню. Снимать их начали в глубокой юности кино – первая, еще немая киноистория о Шерлоке Холмсе появилась почти сто лет назад - в 1916 году. Нет недостатка и в ярких экранных воплощениях Холмса. Русский зритель хранит верность действительно великолепному Василию Ливанову. В англо-американском кино в этой роли пробовали себя самые громкие звезды: от Бастера Китона до Джона Клиза, от Джереми Айронза до Майкла Кейна, от Иэна Ричардсона до Кристофера Ли. Хрестоматийным и для многих непревзойденным на родине Холмса считается Джереми Бретт. Он снялся в 42 фильмах шедшего в течение десяти лет (1984-1994) телесериала "Приключения Шерлока Холмса". В последнее десятилетие для зрителей молодых Шерлок Холмс – это Роберт Дауни-младший и, конечно же, Бенедикт Камбербатч, "Шерлок Холмс XXI века", как назвала его газета Daily Telegraph. На фоне мужественного экшн-героя Дауни и не менее мужественного, а еще к тому же стильно-современного Камбербатча 76-летний Маккелен выглядит анахронизмом. Было бы явным упрощением предполагать, что фильм подстроен под Маккелена. Да, сэр Иэн – звезда, за плечами которого и толкиновский Гэндалф, и весь шекспировский репертуар, и все мыслимые награды британского кино и театра. Да, имя его – гарантия класса и качества. Но в данном случае именно Маккелен, как никто другой, мог передать литературно-сценарную основу новой картины о Шерлоке Холмсе. "Легкая игра ума" При нещадной киноэксплуатации образа великого сыщика, литературная основа Конан-Дойля давно уже исхожена вдоль и поперек. Некоторые, самые популярные сюжеты типа "Собаки Баскервиллей" экранизировались десятки раз. Как и с Джеймсом Бондом, новые похождения которого вслед за умершим Иэном Флемингом придумывает новое поколение писателей, по следам Артура Конан-Дойля идет и новое поколение творцов приключений Шерлока Холмса. В их числе и 47-летний американец Митч Каллин, роман которого A Slight Trick of the Mind ("Легкая игра ума", 2005) и лег в основу нового фильма. Действие романа происходит в 1947 году, спустя 20 лет после публикации последней истории о Шерлоке Холмса Артура Конан-Дойля и 17 лет спустя после смерти самого писателя. 93-летний Холмс отправляется на покой в деревенский дом в графстве Суссекс, где он разводит пчел (что почему-то заставило в русском переводе изменить название романа на "Пчелы мистера Холмса") и живет со своей экономкой и ее пытливым подростком-сыном. Про Конан-Дойля все забыли. Холмс здесь – реальный человек, приключения которого стали основой серии детективных романов, написанных его уже давно умершим другом доктором Джоном Уотсоном. Этот прием позволил создателям фильма вести умную и тонкую пост-модернистскую игру с образом главного героя. "Настоящий Шерлок Холмс, которого мы видим в фильме, - говорит Иэн Маккелен, - вовсе не тот, которого придумал Уотсон. На свое литературное отражение реальный Холмс смотрит с иронией, некоторым смущением, а иногда даже с досадой. Поэтому идти по традиционному пути воссоздания узнаваемого облика Холмса было бы извращением". "Наш Холмс утверждает, что никогда не носил ставшую хрестоматийной охотничью шапку с откидными ушами, никогда не курил трубку, предпочитая сигары. Нас интересовала внутренняя суть, а не внешне узнаваемые черты нашего героя", - добавляет актер. "Холмс в 40-е годы прекрасно осознает, что он превратился в популярную культовую фигуру, - поясняет автор сценария фильма "Мистер Холмс" Джеффри Хэтчер. – Он подсмеивается над тем, как Уотсон описывал их приключения, и мы с режиссером Биллом Кондоном даже придумали сцену, в которой он смотрит фильм, основанный на деле, которое он в свое время не смог разрешить. Он видит киноверсию себя самого, а вот историю саму он вспомнить уже не может". Картина угасающего сознания Потеря памяти, как неизбежный спутник старения и дряхления – одна из главных тем фильма. Может быть, поэтому столь хаотичными и едва складывающимися в цельную картину выглядят усилия Холмса восстановить в памяти обстоятельства старого дела 1919 года, и его поездка в разрушенную войной (но еще не атомной бомбой!) Хиросиму. Именно там, в японской истории кроется совершенно забытая стариком Холмсом случайно оброненная им легкомысленная фраза, которая, как он теперь понимает, становится причиной семейной трагедии на другом конце планеты. Поклонники традиционного Шерлока Холмса могут быть разочарованы. В фильме "Мистер Холмс" нет не только динамичного приключенческого действа, но и скрупулезной интеллектуальной дедукции. Но тихая, грустная, почти меланхоличная картина потревоженного угасающего сознания, снятая на фоне умиротворенного английского деревенского пейзажа, оказывается, тем не менее, невероятно захватывающей. Такого Холмса мы еще не видели…