Александр Роднянский: Дуэли в России – это вызов судьбе, а не оппоненту
- Отовсюду слышны стоны о кризисе. Между тем кино снимается, дебюты финансируются, фестивали проводятся. Как, на ваш взгляд, обстоят дела в нашей киноиндустрии? - Российская киноиндустрия выглядит на сегодняшний день вполне рабочим организмом, который в состоянии производить и фильмы, ориентированные на зрителя, и достойное авторское кино. Я никогда не разделял трагические стоны по поводу качества русского кино, и в целом по поводу общего состояния дел в индустрии. Главным ее недостатком является стопроцентная зависимость от государственного финансирования. Здоровая индустрия должна в значительно большей степени опираться на рынок. На привычку и желание зрителей ходить в кино. В России сейчас немного зрителей – в общей сложности 4 миллиона тех, кто регулярно ходит в кино. И только лишь событийные картины, такие чемпионы российского проката, как «Сталинград» или «Ирония судьбы. Продолжение» переходят барьер в 4 млн. зрителей и собирают 6-7 миллионов зрителей. Это, конечно, несравнимо с советскими временами, когда на фильм приходили по 60 миллионов человек. А «Пираты ХХ века» посмотрели 120 миллионов... Очень важно в нынешних обстоятельствах научиться делать картины, способные пересекать границы и заинтересовать аудиторию за пределами русскоязычного мира. Нам нужно вновь выстроить свои системы продвижения кино, научиться сотрудничать, перестать быть изолированной, герметичной, относительно небольшой кинематографией. Тому есть блистательные примеры. Люк Бессон научился делать англоязычное кино с французским акцентом, используя французских актеров, французские истории, снимая в Париже. - Вас многое связывает с Украиной. Какой вам видится сегодняшняя ситуация в украинском кино? - С точки зрения выживания и развития совместный российский и украинский рынок был намного сильнее, чем по отдельности. Участие в российском рынке было для украинцев единственным способом выживания все эти годы. В России было много коммерчески успешных фильмов, в Украине – ни одного. В прошлом году появился очень талантливый украинский фильм «Племя», который впервые за всю историю независимой Украины достойно представил собственную страну на всех кинофестивалях, кроме «Оскара» - потому что сами украинцы не сумели договориться и выдвинуть на соискание награды единственную свою картину с потенциалом. Но на основании появления одного фильма талантливого режиссера говорить о позитивных процессах во всей киноиндустрии Украины, увы, не приходится. - А что будет происходить в Крыму? - Не знаю. Еще в 1950-е годы существовал гигантский проект строительства там собственного советского Голливуда. Более благоприятных условий для съемок нет. Там есть все необходимые для кинематографа ландшафты. И море, и горы, и пустыня, и городские, и сельские пейзажи. И погода постоянно хорошая. Русская Калифорния. Поэтому в 1950-е годы пытались продвинуть этот проект, но победила концепция множественности национальных кинематографий. Предпочли иметь «Таджикфильм», «Туркменфильм», студию им. Довженко и «Азербайджанфильм», а не единый центр всей советской киноиндустрии, способный конкурировать в жанровом кино с не до такой степени сильным на тот момент Голливудом. В 1960-70-е годы мы ведь вполне на равных конкурировали. Конкуренция европейского и, в частности, советского кино с Голливудом шла очень успешно до технологической революции в США - до появления Dolby звука и новых спецэффектов. Поворотным моментом стал фильм «Звездные войны», он обозначил абсолютное лидерство Голливуда. Мы проиграли гонку технологических вооружений, плюс у нас выпало двадцать лет на политические пертурбации, - в результате мы имеем не гигантскую кинематографию, которая традиционно доминировала, как минимум, на рынке развивающихся стран и производила множество вполне качественных жанровых картин, а, в общем, одну из многих европейских кинематографий со своими достижениями и проблемами. - Вы один из лидеров киноотрасли. Зачем вам нужен фестиваль «Кинотавр»? Вы чувствуете некую социальную ответственность перед теми, кто достиг меньше вас? - Я делаю фильмы, это моя профессия, ничего другого я делать не хочу и не могу. Я кровно заинтересован в выживании и развитии, победе нашей индустрии. Мне хочется, чтобы российская киноиндустрия была сильнее, чем она есть, здоровее, чем она есть. Чтобы она завоевывала международные рынки. Без такого инструмента, как «Кинотавр» - площадки, где встречаются все участники процесса, где обсуждается состояние дел в русском кино в цельном контексте, где можно посмотреть практически все жанровое и все артовое кино, она, на мой взгляд, жить не может. Значит, этот фестиваль надо делать. - Что у вас на личном фронте? - Женат. - Я имею в виду продюсерские проекты. - «Дуэлянт» Алексея Мизгирева — это будет продвинутое жанровое кино. Со сложными объемными характерами, необычными мотивациями, нелинейной драматургией. Но при этом увлекательное, эмоциональное, способное тронуть и увлечь зрителя. Я вообще люблю костюмное кино. Здесь 1860 год, начало промышленной революции - появляются разные гаджеты. Это Петербург – мультиэтнический, многоязыкий, находящийся в развитии город. Мы хотим создать очень необычный мир, в котором и будет происходить история странного человека, рожденного в дворянской семье, потерявшего в силу интриг имя, достоинство и честь, яростно пытающегося их вернуть, выступая на дуэлях в интересах других людей... Это будет аттракционное, необычное кино, с дуэлями, которых никто никогда не видел. Дуэли в России – это вызов провидению, судьбе, а не оппоненту. Отсюда и взялась русская рулетка... А еще сейчас мы пишем следующую историю со Звягинцевым, неожиданную, не похожую на предыдущие фильмы...