ММКФ. Пять фильмов фестиваля.

Лузеры, Болгария, Ивайло Христов, основной конкурс Финальный диалог из фильма "Лузеры", повествующего о жизни провинциального болгарского городка выглядит: "- Все мы, кто живет в этом городе, - лузеры. - В других городах то же самое. Слово лузер означает - "тот, то родился в Болгарии". - Лузер - этот тот, кто родился на Земле, крутые парни живут где-то на других планетах". Фраза еще одного очень важного персонажа этого фильма – девочки лет десяти: «Я не люблю веселиться – так родилась». В финале она идет по железнодорожным путям, словно бы пытаясь сбежать из этого города. Зритель слышит шум приближающегося поезда. На пресс-конференции режиссер Ивайло Христов заявил, что он оптимист, просто его стало печалить то, то происходит с поколением тех, кто только начинают свой жизненный путь. Фильм черно-белый, что делает его особенно похожим на грузинские фильмы, снятые в прошлом веке. «Райские кущи», Россия, Александр Прошкин, специальный показ Александр Прошкин решился экранизировать вампиловскую «Утиную охоту». Причем, не просто экранизировать, а перенести персонажей в наше время. Сценарист Александр Родионов как смог привнес в пьесу современную реалии. В частности, Виктор Зилов по его воле из сотрудника Центрального бюро технической информации превратился в веб-дизайнера. С этого момента все начинает сыпаться. То, что было органично в семидесятые, сейчас в середине десятых выглядит противоестественно – как бы не утверждал Александр Прошкин, что Виктор Зилов сконструирован Вампиловым как персонаж вне времени. Его супруга Галина представлена математиком, но никаких примет этой профессии, кроме компьютера с формулами на мониторе зритель не видит. На персонажей словно бы повесили таблички с обозначением профессиональной принадлежности, не потрудившись проработать те поведенческие отпечатки, которые неизбежно накладывает на людей тот или иной род деятельности. Второй слишком бросающийся в глаза прокол: это некое «Сейчас-ТВ», сотрудники которого снимают в кафе разоблачительный ролик о продаже алкоголя несовершеннолетним. В кадр попадает Зилов и его новоиспеченная пассия. Ролик показывает по телевизору. По наводке знакомых его смотрит супруга Зилова. Это провоцирует ее сделать аборт, хотя до сих пор «ничего не предвещало». Все это происходит в течение суток. Сомнительно все, начиная от того, чтобы ролик подобного рода попал в эфир общедоступного канала, причем почти моментально, не говоря уже о также - почти моментально произведенном аборте. Но есть и третья осечка, которую нельзя вот так просто взять и не заметить. «Райских кущах» Виктор Зилов в финальной охоте, на которою он в отличие от персонажа пьесы все-таки отправляется, погибает, совершив заплыв от тонущей лодки к берегу и вызвав спасателей к своему товарищу, который покинуть лодку почему-то не решился. Заплыв для Зилова стал роковым, тогда как товарищ оказался спасен. Так вот: Зилов от места аварии плывет в одну сторону, а спасательная лодка совсем в другую: тот сворачивает к берегу, а лодка плывет прямо. В общем есть к чему придраться. «13 минут», Германия, Оливер Хиршгибель, Восемь с половиной фильмов Оливер Хиршгибель создает миф о забытом герое Георге Эльзере, который совершил покушение на Гитлера еще в 1939-ом году, будучи уверен в том, что он заключает в себе зло для Германии. Тщательно спланировав террористический акт, он просчитался на 13 минут. В фильме мы видим обычного человека, с некоторыми, не слишком болезненными странностями, влюбленного в женщину, которая замужем за другим человеком. Режиссер подчеркивает непохожесть Эльзера на человека, который способен совершить серьезный поступок, который может стоить ему собственной жизни. Впрочем Эдвард Сноуден, который послужил для Хиршгибеля объектом вдохновения, тоже не похож на героя, и все же он герой, просто потому что он сделал то, что должен был сделать. «Дорога», Иран, Рана Салем, основной конкурс Рана Салем написала сценарий и сыграла в своем фильме главную роль. Он рассказывает о чем-то очень личном, но о чем именно непонятно. Мужчина и женщина куда-то едут, перемещаются из дома в дом, и почти ничего не говорят. В кадре протекает неспешная жизнь и за ней любопытно наблюдать. Зритель по ходу фильма совершает небольшое путешествие по современному Ирану и знакомиться с парой симпатичных героев. Скорее всего, это стоит потраченных полутора часов жизни. «Земля картелей», США, Мексика, режиссер Мэттью Хейнеман, конкурс документального кино Фильм посвящен народным героям, которые, чтобы победить зло, не надеются на помощь государства, а сами берут в руки оружие. Режиссер оказывает всю неоднозначность этого поступка и этих людей, которые нередко переходят грань дозволенного насилия. Оператор в ходе съемок не боялся оказаться в гуще событий, а речь в фильме идет не больше и не меньше, как о войне с наркокартелями. В кадре идет реальная стрельба. Правда при этом есть один технический нюанс: основные персонажи, подобно героям реалити-шоу, идут в бой с микрофоном-петличкой – иначе как записать звук, это заставляет задуматься: «А не играют ли в это момент на камеру? Не вызвана ли их жестокость желанием поэффектнее выглядеть в кадре?» И уж совсем странно выглядит сцена, в которой главный герой прощается со своей возлюбленной: самой сцены мы не видим, но мы ее слышим. Он позволил создателям фильма записать все, как есть. Но в какой степени эта сцена является реальностью, ради фиксирования которой некоторому количеству людей пришлось рисковать жизнью?

ММКФ. Пять фильмов фестиваля.
© Expert.ru