Новый налог задушит развитие кино в России – эксперты

Так, исполнительный директор некоммерческого патнерства «Киноальянс» Валерий Карпов заявил корреспонденту ИА REGNUM, что предложение председателя правительства РФ Дмитрия Медведева о том, чтобы ужесточить налоговую политику для киноиндустрии, введя налог на показ зарубежных фильмов, может остановить развитие кинотеатральной сети. «Через кинотеатры возвращаются основные доходы в производство в том числе и отечественных фильмов. Сейчас у нас работает 1180 кинотеатров в 500 городах, а жители около 1000 населенных пунктов не имеют доступа к кино», — отметил Карпов. По мнению главы «Киноальянса», кинотеатры, открывая новые залы, выполняют государственную задачу по увеличению доходности наших российских кинофильмов. «Если мы посмотрим, например, на фильм „Сталинград“, который показывали везде, он смог собрать рекордные для российского кино суммы. Но при введении НДС на показ зарубежных кинофильмов денег на развитие киноиндустрии больше не станет. Владелец кинотеатра будет платить налог, а не тратить деньги на развитие», — пояснил Валерий Карпов. Он также добавил, что киноиндустрия не готова к введению такого налога. «Государственной программы по развитию кинопоказа до сих пор нет, все делается силами частного бизнеса. Есть редкие случаи, когда региональные власти вкладываются в развитие кинопоказа, как например, в Краснодарском крае или Тульской области. Но немало и населеннных пунктов, где у людей вообще нет возможности смотреть кино. В такой ситуации введение налога перечеркивает планы инвесторов, которые готовы были вложиться в кинотеатры», — заключил глава «Киноальянса». Руководитель «Роскино» Екатерина Мцитуридзе заметила, что прежде всего, введение подобного налога повлечет за собой увеличение стоимости билета в кинотеатр. «При сегодняшней кризисной экономической ситуации, когда доходы населения не растут, а цены — ровно наоборот, это может иметь драматический эффект. Потенциальный зритель может отвернуться от кинотеатра в сторону интернета, где, как мы понимаем, до сих пор имеется масса возможностей для бесплатного просмотра», — заявила она корреспонденту ИА REGNUM. Екатерина Мцитуридзе также заметила, что если налог на билет для иностранных фильмов будет введен без учета рисков и негативных перспектив, то в итоге больше всего пострадают российские кинопроизводители. «Если будет спад посещаемости кинотеатрального проката, то он будет общим для всех. Зритель не будет отдавать предпочтение российскому фильму только лишь потому что билет на него стоит дешевле, чем на „Мстителей“, например. Он просто будет искать пиратские сайты, где скачает и то и другое. И с трудом выработанная культура посещения кинозалов, вполне может оказаться под сомнением», — поделилась она опасениями. Глава «Роскино» рассказала, что сейчас голливудские фильмы составляют 80% кассовых сборов российского кинотеатрального проката. По мнению Мцитуридзе, эта ситуация вряд ли скоро изменится. «Рост процента бокс-офиса российских фильмов в прокате можно ожидать только при реализации комплексных мер по стимулированию как и системы производства, так и системы продвижения национального кино. Меры поддержки, безусловно, необходимы. Но стимуляция российской киноиндустрии не может осуществляться за счет ущемления интересов международных компаний. В конце концов, есть правила прописанные в уставе ВТО, к которым всегда могут апеллировать стороны, посчитавшие себя ущемленными. В итоге это не поможет российской индустрии в целом, так как разрушит баланс интересов, сложившийся в кинотеатральном прокате примерно за последние десять лет», — отметила Екатерина Мцитуридзе и привела пример Франции, как модель поддержки отечественного кино. «Эта модель детально описана в книге Жоэля Шапрона „Принципы и механизмы финансирования французского кино“, которую он писал по заказу мецената Александра Мамута. Если коротко, то бюджет фонда CNC (Центра Национальной Кинематографии), который осуществляет господдержку производства национального кино, а также финансирует систему международного продвижения через компанию UniFrance (французский аналог РОСКИНО), формируется за счет разного вида поступлений, в первую очередь — с каждого билета проданного в каждом кинотеатре Франции. Это абсолютно прозрачная схема, которая отслеживается благодаря электронной системе продажи билетов. При этом отмечу, что НДС во Франции составляет 5,5% от стоимости билета и взымается со всех доходов и национального, и иностранного кино. Но это отчисления в государственную казну. В фонд CNC же идет 11% от стоимости билета, также со всех доходов, и национального и иностранного кино», — пояснила она. По мнению главы «Роскино», в России эта система пока оставляет желать лучшего, несмотря на указания президента Путина. «Вторая большая статья формирования бюджета CNC — это отчисления с коммерческого или рекламного дохода телеканалов, причем для государственных каналов — это одни суммы, для — коммерческих каналов — другие. Кроме того, каждый телевизионный канал во Франции обязан вкладываться в бюджет национальных фильмов, каналу, правда, предоставляется полное право выбора проекта», — добавила она. Напомним, как сообщало ИА REGNUM, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой обложить налогом просмотр зарубежных фильмов в кинотеатрах. По мнению премьера, льготы, связанные с освобождением от НДС, должны касаться только отечественного производителя.