15-летний подрывник. Владимирцы сняли фильм о судьбе подростка-партизана
Как признаются ребята, эта картина призывает задуматься о моральных ценностях, о которых современный мир почти забыл. О жизни по ту сторону экрана, съёмках и сценарии картины нам рассказал режиссёр фильма Алексей РАЙШ. Сын полка Саша Линни, vlad.aif.ru: -Как появилась идея снять художественный фильм? Алексей Райш: -У нас с друзьями своя киностудия. Мы снимаем клипы, рекламу, видеоролики. Мысль о фильме появилась в декабре 2014 года, когда оператор-постановщик Женя ЧЕРНЫХ буквально всех огорошил своей идеей: «Ребята, юбилей Победы скоро! Давайте снимем фильм, ведь ради этого мы собрались когда-то». Все в один голос закричали - «Да, давайте». Хоть у нас слаженный коллектив и своё оборудование, мы понимали, что придётся приложить гигантские усилия, найти спонсоров и деньги. Качественное кино - дорогое удовольствие. Но молодёжь никогда не боялась трудностей, поэтому мы с энтузиазмом и юношеским максимализмом ухватились за «военный» проект. С.Л.: - Откуда вы узнали о мальчике-герое? А.Р.: - С темой фильма нам помогли ребята из Центра военно-патриотического воспитания молодёжи «Пост №1». Нам дали 5 книг-мемуаров наших земляков - героев войны. У меня до сих пор мурашки по коже от их рассказов. Все истории были хороши, но наши возможности были ограничены, мы попросту не потянули бы масштабный блокбастер с тысячной массовкой. И тут в одной из книг я наткнулся на отрывок из воспоминаний мальчишки-партизана. Меня очень «цепанули» его откровения о военном детстве и яркое описание «рельсовой» диверсии. Нам выпала великая честь рассказать на экране о его юношеской самоотверженности и преданности командиру. С.Л.: - Хотелось бы узнать подробнее об истории маленького героя. А.Р.: - Главный герой картины - 14-летний мальчик Юра ЖУКОВ из Владимира. Каждое лето Юра ездил отдыхать к тётке в Белоруссию, в деревню. В июньское утро 1941 года началась война. Домой Юра так и не вернулся - то эшелон не сформировали, то перевозили только раненых. Однажды утром в деревню вошли фашистские танки - «зловещие кресты, как скрещённые виселицы, темнели на их пропыленных боках. Хохоча и горланя, немцы бродили по деревне, в упор стреляли из автоматов в кур и гусей». В фильме мы делаем акцент на событиях 1943 года, когда Юра, насмотревшись зверств нацистов, уходит вместе с партизанами в лес. Тётка напрасно плакала и отговаривала племянника от опрометчивого шага. Война украла детство мальчика, заставив рано повзрослеть. Помните парнишку из фильма «Иди и смотри»? С.Л.: - Расскажите о подвиге Юры... А.Р.: - Название фильма «Подрыв» говорит само за себя. Юрий Жуков очень подробно описал в мемуарах свой подвиг. «Сверху» пришло задание всем партизанским отрядам взрывать как можно больше метров железнодорожного полотна. Это эпизод начала «рельсовой» войны. Так Юра стал диверсантом. Для взрослых партизан взорвать участок железной дороги - рядовое задание, а для 15-летнего мальчика - настоящий подвиг. Преодолевая холод и страх, Юра карабкается по ледяной насыпи к рельсам, «вгрызаясь» ногтями в окаменелую промёрзшую землю, чтобы заложить заряд. На морозе гаснут спички, ледяные руки не слушаются. Парнишка понимает, что его жизнь вот-вот может закончиться. Гремит взрыв... теперь вражеский состав точно сойдёт с рельсов. В этом эпизоде мы попытались передать всю атмосферу войны. Кино - это дорого С.Л.: - Как проходил съёмочный процесс? А.Р.: - Перед съёмками мы написали синопсис, поэпизодник, нарисовали раскадровку и составили режиссёрский сценарий. Пока я строчил объявления о поиске спонсоров на сайт, наш продюсер Владимир ЗВЕРЕВ искал людей, готовых помочь с фильмом. С финансами было туго. Кино вообще дело затратное. И, вы не поверите, нас спас заказ на 3D-графику, который принёс хорошие деньги. Но этого не хватило, нам пришлось ещё влезть в долги. В итоге бюджет фильма - 140 тысяч. Хорошо, что оборудование было своё, а еду нам предоставил один из крупных гипермаркетов города. В основном все наши «бюджетные» деньги уходили на бензин. Моя машина с актёрами на все съёмочные площадки моталась туда-сюда. В загородном парке мы сами построили декорации партизанского лагеря. Трёхметровые толстые бревна мы таскали за 500 м от того места, куда их для нас свалили. Нашли почти заброшенную деревню Новокарповку, там якобы был белорусский дом тётки. А сцену подрыва снимали в Тейково Ивановской области на недействующей железной дороге. В процессе съёмок нам помогали ребята из «Поста №1». Благодаря их консультациям и реквизиту мы избежали многих «киноляпов». Снимали фильм зимой, было очень холодно, грелись чаем у костра. Съёмки шли с 4 утра до 12 ночи. С.Л.: - Как вы выбирали актёров? А.Р.: - На 2 кастинга пришло более 200 человек. Командира играл профессиональный актёр Александр АЛАДЫШЕВ. Непрофессиональных актёров мы выбирали по типажу. Например, партизан Андрюха (Александр МАКСИМОВ) работает оператором на ТВ. Это очень артистичный человек. Ему и в роль вживаться не надо, он в кадре такой, какой в жизни. Роль тётки досталась Олесе ЛЕВИТСКОЙ, она покорила нас на кастинге, прочитав стихотворение, даже прослезилась. «Копия» героя С.Л.: - Кому же досталась честь играть Юру Жукова? А.Р.: - На кастинг приходили либо зажатые 15-летние мальчики, либо накачанные акселераты выше 180 м. Сроки поджимают, массовка готова, а главного героя нет. Паника. Всё решил случай. Возвращаясь домой, я даже и представить не мог, что там меня ждёт письмо от «Юры Жукова». Совпадение, но Даниле ВЛАСОВУ тоже 15 лет, по типажу он удачно вписался в роль. Мальчик живёт в Радужном, на кастинг его не пустили родители, испугавшись, что это «лохотрон». Данила с детства мечтал о кино, поэтому написал мне, слёзно просил взять в команду. Я попросил у него фото и видео с чтением стихотворения. Он прислал. Я пригласил его на просмотр, где мальчик разыграл сцену с Аладышевым. Данила оказался вылитым «Юрой». О своём выборе я ни разу не пожалел. С.Л.: - Трудно работать с актёром-подростком? А.Р.: - У меня было много работы с Данилой. Неделю он привыкал к камерам, поначалу ему «игра» трудно давалась. Я работал с ним часами, пытался сблизиться, чтобы мальчик раскрылся. В итоге Данила влился в кино, и всё пошло как по маслу. С.Л.: - Какая сцена в фильме оказалась самой сложной? А.Р.: - Самый эпичный кадр, когда Юра карабкается по ледяной насыпи к рельсам. Юра карабкался 30 раз, плюс до этого я ещё с ним репетировал. Бедный мальчик, честное слово! Он, наверное, весь в синяках потом был. Я горло сорвал, кричал - «Юра, давай! Ты можешь!» У него никак не получалось нормально вскарабкаться к железнодорожным путям - он слишком легко взбегал. А нужно было показать «жизнь» - стылая земля, лёд, невыносимый мороз, страх. К 10 дублю к нам сбежалась вся съёмочная группа. И тут пошёл снег, мы будто перенеслись в 1943 год, Юра вжился в роль. На 16-й дубль он сделал всё как надо - карабкался, соскальзывал, падал, продолжал бежать. Я крикнул «стоп» - актёры зааплодировали, закричали «ура». Это был невероятный духовный подъём, такое случается, когда вписываешь ещё одну страницу в летопись киноповествования. С пиротехникой возникли проблемы - в итоге взрывы дорисовывали на компьютере. Кстати, зима выдалась короткой, если бы весна пришла ещё раньше, мы бы не досняли фильм. С.Л.: - Случались ли казусы на съёмках? А.Р.: - В первых эпизодах фильма мы показываем зверства фашистов, в том числе, как немцы «прессуют» тётю. Самая колоритная роль досталась Илье СТЕПАНОВУ - «технарю» из съёмочной группы. Он невероятно добродушный человек, добрее я не видел никого. Но когда надел фашистскую форму, его лицо буквально исказилось злобой, он показал на камеру оскал ненависти. И вдруг как заорёт!!! Меня охватил животный страх, а по спине поползли мурашки. Илья всех ошарашил своим перевоплощением. Когда дубль сняли, Илья рассмеялся - и вся группа упала от хохота. Блестяще сыграл. С.Л.: - Родители вами гордятся? А.Р.: - Мой прадед Райш воевал. Меня воспитывали как патриота. Я очень люблю свою страну и её историю. После «Подрыва» хочу снять семейный фильм или романтическую комедию. В моей семье всегда существовала проблема отцов и детей. Отец беспокоится за меня, пытается направить по «гладкому» пути. Кино, на его взгляд, нестабильное баловство. Но в последнее время отношение к моей работе изменилось. Он видит мои успехи. И, знаете, я в его глазах начал видеть гордость за сына, это очень греет.