Лютый арт-хаус
Главный зрительский аттракцион феста в итальянской Швейцарии - показы на Пьяцце Гранде, городской площади, вмещающей 8 тысяч зрителей и на фестивальное время превращающейся едва ли не в самый большой открытый кинозал в мире. Именно здесь в вечер открытия покажут новую комедию Джонатана Демми «Рики и Флэш» с Мэрил Стрип в роли пожилой рокерши. Остальные площадные развлечения этого года возбуждают меньше - в основном, это премьеры кинолент европейских режиссеров, как правило, снятых на языках швейцарской конфедерации. Голливудские мейджоры, в последние годы либо игнорировавшие Локарно, либо презентовавшие на Пьяцце заведомо провальные боевики типа «Ковбоев против пришельцев», в этом году сменили гнев на милость и, помимо отличного фильма Демми, покажут новейшую вещь самого влиятельного современного американского комедиографа Джада Апатоу «Девушка без комплексов» (Trainwreck). Кинопрофессионалов больше интересует конкурсная программа, составленная из кинолент, слишком экспериментальных или «неформатных» для последующих за Локарно более крупных фестивалей. В этом году в главном конкурсе Локарно непривычно много маститых режиссеров - вероятно, не с лучшими их картинами. Среди них - Шанталь Аккерман, Алекс ван Вармердам, Анджей Жулавский и даже добавленный в последний момент Отар Иоселиани, ранее не выходивший за пределы привычного большого круга Берлин - Канны - Венеция. Наблюдатели возлагают надежды на новые фильмы актуальных режиссеров, корейца Хонг Сансу и гречанки Афины Рэйчел Цангари, а также на пару независимых американских картин из Санденса. Ну, и на открытие новых имен, если получится. В подобном арт-гетто, среди такого изящества, на фоне эдаких выкрутасов несомненно к месту придется российская картина «Брат Дэян» Бакура Бакурадзе - вещь по-фестивальному лютая и по-своему радикальная. Автор прекрасного фильма «Шультес» неожиданно снял картину на сербском языке о последних днях на свободе генерала Станича (прообразом послужил генерал Младич). Перед тем, как сдаться Гаагскому трибуналу за преступления, совершенные им, видимо, против человечности, генерал скрывается в живописных балканских лесах, проводит время с представителями «простого народа», встречается с женой, которая не видела его 11 лет, и даже иногда выходит в город полакомиться фаст-фудом (о чем сразу же сообщают по телевизору) - в общем, демонстрирует абсолютную свою «человечность». Чтобы зритель мог полнее идентифицироваться с этим совершенно нестрашным монстром, чьи военные преступления остаются за кадром, в кадре появляется сам режиссер, который примеряет на себя этот образ, смело внедряя в ткань картины то, что обычно становится материалом «фильма о фильме».