«От звёзд уже подташнивает». Кому нужны провинциальные таланты

«Мы всё время ищем национальную идею. А она может быть очень простой – заметить талант человека, живущего рядом, и помочь ему», – полагает Андрей Сляднев. Кандидат наук, многодетный отец и дедушка, он не только выглядит моложаво. Он молод душой. Не случайно занимается вещами, которые «взрослые» люди подчас считают несерьёзными. Например, открывает таланты. Сегодня он – гость нашей редакции. Шумно и бестолково Елена Панкова, «АиФ-СК»: Недавно на форуме творческих союзов «Белая акация» в Ставрополе вы презентовали музыкальный телепроект «Арт-обстрел». Он произвёл фурор! Почему мы не видим и не слышим таких талантливых музыкантов в День края и в День города? Андрей Сляднев: У меня скептическое отношение к этим праздникам. Шумно, бестолково и скучно! Что-то меняется к лучшему в последние годы, но слишком медленно. Проблема в том, что это пока ещё не праздники в буквальном смысле этого слова. Не народное гуляние – ни для артистов, ни для зрителей. Однажды на генеральной репетиции Дня города услышал: ведущие главного праздничного концерта «говорят» под фонограмму, на которой записаны... их голоса. Какие уж тут «живые» музыканты... С ними много возни. Поэтому они – редкие гости на таких вот празднествах. А радоваться выступлению на большой сцене приглашенной «звезды», для которой праздник в провинции – очередной «чёс»? От их постоянного телевизионного присутствия уже давно подташнивает не только меня. – Но выступление знаменитости – «гвоздь» программы... – Так принято считать. У нашего зрителя зачастую нет выбора! Простой вопрос: у нас в городе есть приличные концертные залы? Вот человек и идёт, заплатив приличные деньги, смотреть и слушать певца, например, в цирк. Да, там не слишком приятно пахнет, немного обшарпано, не совсем удобно... Но кого интересуют эти детали, если это самое вместительное помещение? Стаса Михайлова или Андрея Данилку? А цирк – он ведь для клоунов, дрессированных животных, жонглёров, фокусников, но не для музыки. – Как же быть? Как поднимать общую культуру и прививать вкус? – Все реальные процессы начинаются с «земли». У нас часто сейчас можно услышать песню за праздничным столом? А сколько качественной живой музыки в ресторанах? Мало. А много вы назовёте радиостанций, вещающих в крае, на которых можно послушать разнообразную интересную музыку, не говоря о местном материале? У нас есть радиостанции для поклонников рок-музыки? Почитателей джаза? Любителей классики? Фольклора (в мировом понимании этого термина)? Авторской песни? Нет, весь радиоэфир забит «ширпотребом»... Или, может, назовёте хотя бы две средние школы в Ставрополе, где есть музыкальные инструменты, кроме пианино? Номер единственной школы-исключения озвучивать не стану, чтобы не сглазить. – В лучшем случае в школе стоит старенькое расстроенное пианино – для уроков музыки... – Или синтезатор с автоаккомпанементом. А в советские времена минимальные наборы музыкальных инструментов были даже в сельских школах. Концертный рояль – в одном экземпляре – Обидно: Ставрополье многие считают культурной провинцией. Но при этом забывают, откуда родом Андрей Дунаев, Александр Маршал, Андрей Тимонин, Татьяна Ларина, группа «НеПара», наконец... – А вы слышали джазовый ансамбль «Вопрос времени»? Евгению Ханову и её «Танго-квартет»? Ансамбль под управлением Светланы Захаровой «Нота Бене»? Группу «Каолана-бэнд»? Хэви-метал группу «Trust»? Пятигорский квинтет авторской песни «ВиСаНа»? О них знает только узкий круг меломанов. У нас в крае есть музыкальная критика? Есть удобные музыкальные площадки различного формата? Качественная аппаратура в достатке? Профессиональный звукорежиссёрский цех? У нас, слава богу, приличный концертный рояль не так давно появился в крае. Один! – Выходит, без энтузиастов – никак? – Неформальные островки настоящей культурной жизни – они часто вокруг конкретных людей, настоящих энтузиастов. Поэтому проект телевизионного музыкального фестиваля «Арт-обстрел» на канале «Культура» по-своему уникален для края. Зачастую такими подвижниками являются и преподаватели музыки. Трудно представить музыкальное образование без краевого колледжа искусств. Увы, в музыкальных школах – низкие зарплаты, старение педагогических кадров. Талантливая молодежь либо бежит за пределы края, либо зарабатывает на жизнь чем-то другим. Есть примеры, когда таланты губит пристрастие к горькой... В нашем крае, кстати, появились интересные профессиональные музыканты из Одессы, Харькова, Донецка, убежавшие от войны на Украине. Они пытаются начать новую жизнь практически с нуля, мечтают реализоваться в своей профессии. Кто знает, чем эти попытки закончатся? Найдёт ли себя на нашей земле талантливый певец, заслуженный артист Украины Владимир Квасница, победитель фестиваля «Славянский базар»? Или вслед за нашими местными талантами двинется в направлении МКАД? Чиновникам не до талантов? – Наверное, и вам сейчас не до творчества? Одна из ваших песен когда-то была отмечена на знаменитом Грушинском фестивале... – За что искренняя благодарность московскому дуэту – Ирине Христиановой и Дмитрию Григорьеву. До творчества руки и у меня не доходят, забыл, когда гитару в руках держал. Вы правы: многим сейчас не до музыки. Выживаем. – Выходит, чтобы посвятить себя только творчеству и при этом материально не пострадать, не остаётся ничего иного, как покинуть малую родину? – К сожалению. Но считаю, что в нормальном, развитом государстве у любого талантливого человека должны быть возможности самореализоваться на своей малой родине. Мы всё время ищем национальную идею. А она может быть очень простой: заметить, услышать талант человека, живущего рядом, и помочь ему. Трудно сказать, у кого больше шансов внести вклад в прославление края в стране и мире: у тенора из Грачёвского района Андрея Дунаева, солиста больших оперных сцен, или у какого-то из нынешних или прежних руководителей региона? – Чиновников от культуры всё это не волнует? – У чиновников, отвечающих за культуру, есть должностные инструкции, «правила игры», бумаги, отчёты, руководство... Иногда нет понимания: если мы пытаемся создать туристический кластер, значит, нужно проработать проблему его культурного наполнения. Выпил гость края минеральной воды, поглазел на окрестности, надышался свежим воздухом... И что дальше?