Войти в почту

Арманд Хаммер против неонацистов

1963 год. Агенту ЦРУ Наполеону Соло нужно заставить работать на себя немецкую девушку Габи – и для этого перетащить ее через возведенную советской властью стену из ГДР в Западный Берлин. Агенту КГБ Илье Курякину нужно во что бы то ни стало помешать цэрэушнику. Американец выиграет эту схватку, виртуозно уйдет от погони вместе с девицей – но вскоре узнает, что ему отныне нужно будет не перестреливаться с Курякиным, а работать с ним в тандеме. КГБ и ЦРУ неожиданно договорились бороться с общим врагом – неонацистской организацией, которая вот-вот соберет портативную атомную бомбу. Причем собирать ее будет отец той самой Габи, так что ее тоже нужно взять в команду. "Агенты А.Н.К.Л." (в оригинале – "Человек из А.Н.К.Л.") сняты по мотивам сериала 60-х годов. Любопытно, что Наполеона Соло придумал Йен Флеминг – как облегченную телеверсию своего же Джеймса Бонда. На большой экран сериал пытались перетащить с 1993-го; cначала фильм должен был ставить Тарантино, потом с ним долго возился режиссер Стивен Содерберг; на главные роли в разное время прочили всех больших голливудских актеров, от Джорджа Клуни и Тома Круза (оба почти уже подписались, но сбежали) до Леонардо ДиКаприо, Мэтта Деймона и Расселла Кроу. Ну и вот в итоге эта картина выходит, в исполнении автора "Карт, денег, двух стволов", "Рок-н-ролльщика" и "Шерлока Холмса" Гая Ричи.Наверное, сразу надо сказать, что лучшее, что есть в этом фильме – актеры. Генри Кэвилл, игравший Супермена в недавнем "Человеке из стали" и выглядевший там как человек из дерева (из цельного массива пня дуба), здесь напоминает Джеймса Бонда былых времен, той эпохи, когда его играли Шон Коннери и Роджер Мур; британскость все время просвечивает в Кэвилле, хоть играет он американца и агента ЦРУ. Но еще прикольнее Арми Хаммер, правнук миллионера и большого друга CCCР Арманда Хаммера (он и назван в его честь, Арми – это сокращение). В предыдущих своих картинах, "Белоснежке: мести гномов", "Одиноком рейнджере", "Социальной сети" Хаммер выглядел не более чем красивым манекенщиком, взятым в кино "за фактуру". Здесь он внезапно создает самый настоящий, и довольно неотразимый характер; его патологически серьезный кагэбэшник Илья Курякин – самый обаятельный русский в голливудском кино за последние лет тридцать. Между "ковбоем" и "большевиком", с отвращением работающими вместе, возникает то, что в английском называется словом "химия", позволяющая постепенно стать лучшими друзьями; проще говоря, это отличный дуэт. Это, конечно, заслуга Ричи – режиссера, который, по уверениям тех же Кэвилла и Хаммера, умеет создать на площадке исключительно расслабленную и одновременно творческую атмосферу. Проблема "Агентов" в другой атмосфере, которую Ричи создать не умеет. Это атмосфера 60-х – даже не самих 60-х, которых ни режиссер, ни актеры, в сущности, не нюхали, а тогдашних шпионских фильмов и сериалов вроде оригинального "Человека из А.Н.К.Л." или "Я – шпион" (когда-то впрямую соперничавшего с "А.Н.К.Л."'ом за внимание телезрителя). Сочные до невыносимости краски, залитые солнцем европейские страны вроде Италии или Греции, беспечная лихая самопародийность, которая необходима проекту, где героя зовут Наполеон Соло – все это Ричи оказывается не по зубам; он слишком из другой эпохи, и тонким стилистом его не назовешь. Ритм и бодрость – да, а эстетство – нет, не по адресу. Он все вроде бы должен все понимать, но сделать ничего не может – ему мнится, что эпоху можно воссоздать, просто нацепив на нос актрисе Алисии Викандер идиотские очки и нарядив ее в ярко-оранжевое платьице (впрочем, яркого в этой картине немного: Ричи зачем-то затемняет кадр, насыщая его максимально жухлыми оттенками желтого и зеленого). Да что уж там: Ричи снимал в Италии, в интервью всячески восхищался Римом – и в итоге умудрился почти не показать его на экране. И, как почти всегда, Ричи трудно контролировать поток своих идей, отделяя хорошие от плохих. Прекрасные сцены (вроде той, где Наполеон Соло жует бутерброд и запивает его кьянти, меланхолично наблюдая, как Курякин тонет в соседнем водоеме, а потом, доев и облизнувшись, со вздохом тащится его спасать) чередуются со сценами недокрученными и необязательными. Отличные смешные злодеи, интеллигентные садисты (немецкий актер Сильвестр Грот забавным образом смахивает на постаревшего гайдаевского Шурика) чередуются с маловдохновенными, почти неработающими пародиями на злодеев (к сожалению, последнее относится к героине Элизабет Дебики, отчетливо напоминающей Пэрис Хилтон негодяйке международного масштаба, в которой самое эффектное – фамилия Винчигуэрра). Нет, это не плохое кино. Вы не умрете, если его посмотрите. Министр культуры Владимир Мединский похвалит Гая Ричи пусть не за соблюдение исторической правды, но как минимум за то, что русские не выглядят обитателями Мордора. Но этот фильм мог быть отличным, учитывая, сколько талантливых людей в него вложились. А так – ну, это Ричи, и, конечно, он неровный. Он и в лучших своих вещах был неровный, с чего бы сейчас, на пятом десятке, меняться.