Войти в почту

Музыка нон-стоп. В сентябре Екатеринбург сотрясет фестиваль «Безумные дни»

Свердловского слушателя ждут 70 концертов в 6 залах, программы длительностью от 45 до 60 минут и вереница уникальных исполнителей. Обо всех подробностях осеннего действа «АиФ-Урал» рассказал директор Свердловской филармонии – главной площадки фестиваля – Александр Колотурский. «Ответственность и страх» Ольга Маслова, «АиФ-Урал»: Когда стало окончательно понятно, что фестиваль «Безумные дни» пройдёт в Екатеринбурге, в Свердловской филармонии, которая станет главной площадкой, что вы почувствовали? Александр Колотурский: Почувствовал ответственность и страх. И сейчас я вам объясню почему. Переговоры с создателем и художественным руководителем фестиваля, продюсером Рене Мартеном мы вели более 5 лет. А началось всё с того, что наш Уральский филармонический оркестр под руководством Дмитрия Лисса неоднократно принимал участие в этом фестивале в Нанте, Бильбао и Токио. Переговоры дали первые результаты весной прошлого года, когда мы предварительно договорились с Рене Мартеном о возможном проведении этого события в Екатеринбурге. Но одно дело договориться о желании, а другое дело – реализовать. Это и вызывало опасения – мы не были до конца уверены, что сможем справиться с таким масштабным проектом, хотя и понимали, что для нашего города, нашего региона – этот фестиваль станет настоящим прорывом. Но организация подобного мероприятия связана и с финансовой поддержкой, и с наличием подходящего комплекса залов – таких нет в России. Поэтому, когда в мае 2014 года в Токио мы условились о проведении фестиваля в Екатеринбурге в сентябре 2015 года, договорённость была несколько эфемерной. И у нас был некоторый промежуток времени, чтобы определиться с возможностями. И вот, в феврале 2015 года, на фестивале «Безумные дни» в Нанте мы с нашим главным дирижёром Дмитрием Лиссом снова встретились с продюсером Рене Мартеном, рассказали о нашем видении проекта на Урале, предложили существующие концертные залы, которые вопреки традициям фестиваля не сосредоточены в одном комплексе, но всё же находятся в шаговой доступности друг от друга. После того, как мы все изложили, Рене Мартен с нами согласился и мы пожали друг другу руки. - Но наверняка и радость имела место быть! - Конечно! Радость оттого, что этот фестиваль с его идеологией приходит на нашу уральскую землю, он станет доступен нашим жителям. Я считаю несправедливым тот момент, что кто-то может иметь всё, а кто-то ничего. Особенно, когда речь идет о доступности искусства, знакомства с артистами, музыкантами. Фестиваль даёт возможность Екатеринбургу выйти в мировое культурное пространство. Я хочу напомнить, фестиваль постоянно проходит всего в четырёх странах, а мы будем пятым государством, которое примет столь знаковый проект. Это значит, что Екатеринбург встает в один ряд с Токио, Бильбао, Варшавой. Это действительно здорово! Скажу больше, это новый шаг в культурной политике нашей страны! Новая концепция фестиваля - На ваш взгляд, как вообще вышло, что руководство фестиваля привлёк именно Екатеринбург? Не Петербург и не Москва, а наш город. - У Москвы и Петербурга другая идеология культурной жизни. Мне кажется, в этих городах больше ориентируются на звёздность, на традиционные формы, которые гарантированно соберут людей. У нас немного другая история. И вы заметьте – на территории французского города Нанта фестиваль проходит, а в Париже его нет. Кроме прочего, «Безумные дни» требуют одного условия, которого нет ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Екатеринбурге: весь фестиваль должен проходить в едином комплексе, в котором размещаются все концертные площадки, все залы. То есть человек, попав на событие в большой комплекс, перемещается между концертами не выходя из здания. Например, в Нанте, в конгресс-холле, где проходит фестиваль, 8 залов. - Как же вы выкрутились? - Мы предложили продюсеру фестиваля другую концепцию, которая могла бы его устроить. Наши залы-участники хоть и не в одном месте размещены, но тем не менее находятся на одной линии и в шаговой доступности друг к другу. Рене Мартену были показаны все чертежи, карта города с отмеченным расстоянием между площадками. Благодаря всему этому продюсер фестиваля увидел, что главную идеологию «Безумных дней» можно прекрасно реализовать в Екатеринбурге, хоть и немного отлично от привычного видения события. Ну и не менее важный момент: в городе, где проводится фестиваль, должна быть крупная и сильная организация, которая будет заниматься его подготовкой и проведением. Конечно, этот фестиваль требует немалых финансовых ресурсов, поэтому без поддержки областного бюджета он был бы невозможен. Хотя, честно сказать, средств, которые нам сейчас выделили, мягко скажем, недостаточно. «Возможность прикоснуться к богатому миру классической музыки» - Какая подготовка к настолько знаковому событию сейчас проводится в филармонии? - Сейчас наша главная задача – донести до горожан наиболее полную информацию о фестивале. Хочется, чтобы все использовали этот шанс максимально, ведь это событие имеет массу положительных сторон – это возможность прикоснуться к богатому миру классической музыки, открыть для себя двери концертного зала, обогатиться духовно. Однако человек этот момент должен осознать, втянуться в это. Как показывает наш опыт, человеку бывает очень трудно сделать первый шаг. Ну а затем слушатель понимает, какое душевное очищение происходит на подобных мероприятиях. Филармонические концерты улучшают настроение горожан, дарят светлые моменты. Это всё сильно отражается и на эмоциональной сфере человека, на которую у нас, к сожалению, смотреть обычно не принято... Все как-то больше обращают внимание на материальную составляющую. Конечно, мы должны сделать так, чтобы этот фестиваль стал для людей праздником! Праздник общения, праздник эмоций и настроения! Поэтому сейчас у нас идет очень ответственный этап. К слову, на следующий год мы уже планируем расширить количество фестивальных площадок – добавить больше крупных залов. И, конечно, придётся более активно искать финансовых партнёров. Нам есть куда стремиться – для сравнения, в нашем фестивале в этом году примет участие около 270 музыкантов, а в том же Нанте – 1 600 исполнителей. Чем масштабнее этот фестиваль, тем больше он реализует свою миссию. - Кстати, я знаю, что на некоторые концерты «Безумных дней» у вас уже полностью распроданы билеты! - Я объясню, почему так произошло. Более половины исполнителей к нам приедут не впервые, их уже знают и любят. Учитывая и идеологию фестиваля, и доступность концертов – цена вопроса совершенно другая. Стоимость билетов на выступления этих же музыкантов вне «Безумных дней» - значительно выше, поэтому уральцы торопятся попасть на своих любимых исполнителей сейчас. Но пока это слушатели, которые бывают у нас постоянно. Наша же цель и цель фестиваля – привлечь новую публику. «Стимулирующая» цена билетов - Чьи произведения, каких композиторов свердловчане хотят услышать на фестивале? - Мне кажется, что этот вопрос не совсем корректен. Если бы это был какой-то другой фестиваль, я бы сразу ответил вам без запинки. На этом фестивале будут присутствовать музыканты высочайшего класса различных специальностей и представляющие разные жанры. И была бы у меня возможность, я бы вообще на всё пошёл – будет много всего интересного. В ходе «Безумных дней», безусловно, прозвучат произведения композиторов, которые у нас в сезоне играются постоянно: Рахманинов, Чайковский, Бетховен – их в афише Свердловской филармонии можно видеть все время. Но играть композиции этих авторов будут музыканты, которых мы раньше не слышали. Например, китайский исполнитель Дань Чжу исполнит бетховенский скрипичный концерт. У нас в регионе этого музыканта вживую ни разу не слышали. И таких исполнителей – неизвестных нам, но популярных в других странах, в программе много. В этом плане наши слушатели должны довериться продюсеру фестиваля, потому что он предлагает имена мирового уровня. К слову, Рене Мартен – большой исследователь! Когда он сочиняет тему очередного фестиваля, то при этом очень глубоко проникает в репертуар. Весь репертуар нынешнего осеннего фестиваля не случаен. На определённой теме построена и вся художественная идеология этого трёхдневного музыкального праздника. Например, в этом году фестивальная тема – это «Passions» («Страсти»), а наш подзаголовок – «Страсти земные и небесные». Поэтому и произведения были выбраны те, которые отвечают теме: о вере, надежде и любви, как их понимали в разные эпохи и выражали в разных жанрах. Они все связаны между собой этой эмоцией. И чтобы подобрать по такому непростому признаку наполнение для проекта, продюсеру приходится быть настоящим исследователем! - Наверное, благодаря этому и музыка слушателем воспринимается по-другому! Глубже! - Хотелось бы, чтобы наши слушатели воспринимали эту музыку не как профессиональные меломаны, а как люди, чувствующие душой! Тогда они откроют для себя и состояние композитора, и состояние музыканта! В этом случае, произведение будет восприниматься совершенно по-иному. Почему всего три процента горожан (а это мировая статистика) ходят в филармонические залы? Потому что многие считают, что они не готовы духовно, что ничего не понимают, они думают: «засну ещё и буду храпеть во время концерта». Но это нормальное, медитативное состояние, это не значит, что человеку до того безразлично происходящее, что он засыпает. Влияет на восприятие и другой момент: люди, приходя на фестиваль, получают широкий круг впечатлений и знаний по определённой теме. Мы с вами прекрасно понимаем, что если посетить всего один концерт - этого не случится, общего впечатления не получить. Отсюда и «стимулирующая» цена билетов на фестивальные выступления. Ведь слушатель должен пройти через максимальное количество концертов. И почему такой формат у них – 45 минут? А это чтобы люди, не имеющие большого слушательского опыта, воспринимали программу легче. Новую информацию всегда проще получать за короткое время! Мой призыв к уральцам: не смотрите на это как на единичный концерт. Планируйте посетить как можно больше выступлений и площадок, чтобы получить как можно больше информации и провести как можно больше душевной работы. Я рекомендую посетить в течение одного фестивального дня как минимум 3-4 концерта. О фестивале следующего года - А вы сами какие концерты посетите в обязательном порядке? - Для этого фестиваля я придумал свой принцип посещения концертов! Но только если позволит время... Во-первых, я пойду на тех музыкантов, которых никогда не слышал. Например, очень хочется познакомиться с творческом Юлианны Авдеевой – победительницы конкурса Шопена. Конкурса, что стоит на высочайшем уровне в мире большой музыки. И таких исполнителей в нашей афише «Безумных дней» сразу несколько. Во-вторых, меня привлекает жанровое разнообразие. Особенно те стили и направления, что я не могу услышать в повседневной жизни. Так, в программе присутствует три квинтета – это камерная музыка, которая из наших, екатеринбургских залов, к сожалению, исчезает. И тут я бы обратил внимание на чешский квартет «Пражак», потому что чехи являются одними из самых лучших исполнителей камерной музыки в мире. И, в-третьих, я бы пошел на концерты барочной, аутентичной музыки, которой у нас в афишах практически нет! - Александр Николаевич, про фестиваль будущего года уже что-то известно? - Уже готова тема фестиваля «Безумные дни» на следующий год! Тема эта – природа в музыке. Вы представляете, сколько всего можно подобрать в программу?! Продюсер фестиваля даже нашёл концерт для пения птиц с симфоническим оркестром! Кстати, мы этот концерт будем играть и в Нанте, и в родном Екатеринбурге. Или, например, мало кто слышал увертюру Чайковского «В бурю», а теперь, благодаря фестивалю, публика познакомится и с этим прекрасным произведением. Это будет уже совершенно другой фестиваль!

Музыка нон-стоп. В сентябре Екатеринбург сотрясет фестиваль «Безумные дни»
© АиФ Урал