Бесплатный Макарский или как своими силами снять драму для Первого канала
Съёмки фильма «Нелюбовь» проходили в поселке Берёзовка под Красноярском, на родине его автора Яны Романенко. В нём были задействованы 180 человек - от сценариста-режиссёра, профессиональных артистов, монтажёров, музыкантов до простых жителей посёлка. Причём все работали бесплатно! В том числе и столичная звезда театра и кино Антон Макарский. От любви до ненависти - Яна, тема любви, на первый взгляд, проста и стара, как мир, но так многогранна. К сожалению, ради любви совершают не только подвиги, но и преступления... Вот и вы в своём фильме подняли тему о разрушающей силе любви. Почему именно эту грань? - Это первый мой фильм, снятый на профессиональном уровне. До этого на федеральных каналах вышло немало фильмов по моим сценариям. Буквально недавно по второму каналу повторяли «Любовь из пробирки», «Верни меня», «Отец поневоле». Снимаются две романтические комедии для СТС. По заказу Первого канала закончились съёмки фильма «Домоправительница», ещё две картины в работе. «Нелюбовь» сначала задумывали снять как мелодраму, но когда подали заявку в Министерство культуры, там зачеркнули жанр и поставили более серьёзный - «драма». В этом фильме любовь на самом деле и разрушает, и созидает. По сути, в основу заложено библейское - любовь долго терпит, милосердствует... - В основе сюжета - ненависть матери к родной дочери. Звучит странно. Правда, в реальной жизни и пострашнее истории случаются. И дети, отданные в детские дома, - меньшее зло, чем выброшенные матерями в мусорные баки младенцы... - В голове подобное не укладывается. Такую женщину сложно матерью назвать. Но есть определённый процент женщин, у которых природа даёт сбой и материнский инстинкт не срабатывает. К сожалению, такое случается довольно часто, но говорить об этом у нас не принято. Стыдно. Причины неприятия ребёнка бывают разные. В нашем фильме, с одной стороны, - нелюбовь матери к родной дочери, появившейся на свет после изнасилования. С другой - безумная любовь к вдовцу Петру, которая вроде бы залечивает раны. Но происходит трагедия: в пожаре погибает любимый мужчина. По слухам, по вине девочки, которая играла со спичками. И у матери перемыкает. Она винит всех: Бога, хотя до этого о нём никогда не вспоминала, дочку - чтобы выплеснуть на неё всю свою боль. И эта любовь к мужу при изначальной позитивности уродует Тамару. У неё от Петра рождается дочь, и любовь матери уродует и эту маленькую девочку, потому что избалованный ребёнок не знает отказа ни в чём... Мать патологически любит пасынка, потому что он похож на отца. И получается, любовь её действительно разрушает... И в конце старшая дочь говорит матери: «Я не хочу становиться тобой». - Вы говорите, это первый фильм? А как же народное кино: «Деревенские тоже плачут», «Тёща напрокат», которые вы тоже снимали в Берёзовке... - Прежде чем ребёнок научится ходить, надо поползать, в моём случае - научиться снимать. А как? Берёшь камеру и снимаешь. Так появились два народных проекта. Кстати, сценарий про тёщу потом у меня выкупила известная кинокомпания, собирается снимать 20-серийный фильм. А «Нелюбовь» написан ещё в 2004 году. Чтобы проверить, насколько он качественный, я отправила его во все крупные российские кинокомпании. В более десяти рассматривали возможность снять фильм, но как-то всё срывалось. А я радовалась, потому что очень хотела сама его снять. И когда в 2013 году приступила к съёмкам, мне трижды предлагали продать доработанный сценарий. Смешная ситуация: я бегала, искала тысячу рублей на продукты, чтобы съёмочную группу накормить, но отказывалась от реальных денег. Мы уже набрали команду, все загорелись идеей. Я не могла им сказать, что закрываю проект. Игра за идею - Как удалось привлечь артистов работать бесплатно, за идею? И не только местных, но и звезду телесериалов Антона Макарского? - Если честно, сама не знаю, как получилось. Просто так расположились сердца людей. В команде 180 человек. Это заслуженные и народные артисты из красноярских и новосибирских театров, профессиональные каскадёры, ребята из красноярского спецназа. Антону Макарскому понравился сценарий. И хотя у него был плотный график, он смог вырваться на два дня из Израиля. К тому времени мы уже сняли весь фильм, остались только сцены с Петром. И нужен был такой актёр-мужчина, чтобы, когда героиня потеряла его, зрительницы должны были поверить - из-за такого можно сойти с ума. Мне кажется, Антон удачно вписался в эту роль. Бесплатно с нами работали две кинокомпании - красноярская «Атмосфера» (оператор-постановщик Александр Мальщуков, операторы Максим Кочетов, Павел Торлопов) и московская «FORCE GROUPE» production studios (директор пост-продакшена Оксана Ткач). Талантливый московский композитор Илико Читашвили написал полностью музыку. Певица Лолита Милявская подарила свой саундтрек к фильму - песню «Я». - В фильме снимались и обычные берёзовцы. Сложно было их в какие-то рамки загнать? - Я думаю, многие зрители даже не поймут, где играют актёры, а где непрофессионалы. Ведь актёрство есть в каждом из нас. К примеру, Николай Владимирович Лавров - завотделением хирургии Берёзовской районной больницы, заслуженный врач России - великолепно сыграл самого себя. Чем выгодно наш фильм отличается? Когда смотришь фильмы, снятые в московских павильонах, часто возникает ощущение диссонанса - вроде всё красиво, но так не бывает. Мы же снимали в реальных домах берёзовцев, с обстановкой, которая соответствует времени и образу. Если полиция, то это действительно кабинет участкового. Если сцены в больнице, то современную часть - в новом здании, а 90-е годы - в старой поликлинике... Сценаристы не дебилы - Поделитесь секретом, как можно писать сценарии для федеральных каналов, находясь в Берёзовке, а не в Москве? - Мои продюсеры тоже возмущаются. На самом деле, после учёбы я работала в Москве и сейчас там живу. Просто на какое-то время по семейным обстоятельствам вынуждена была сюда вернуться, даже поработала в районной редакции газеты «Пригород». А потом, сегодня нет проблем, когда есть Интернет, пластиковая карточка и курьеры. Расстояние не проблема. «Домоправительницу», например, я писала в Мексике. - Но мало снять фильм, его надо продвинуть, чтобы увидели не только члены съёмочной группы и жители посёлка... - Конечно, всем хочется попасть на первый федеральный канал. У меня было два варианта: заход через знакомых или самостоятельно. Выбрала второй. Прямой и честный. Позвонила в Останкино, мне дали общий адрес, который есть в Интернете. Написала небольшое сопроводительное письмо, описала кратко проект, приложила трейлер и отправила. Понимала, что это общий адрес, где много спама. Но через несколько дней позвонили с Первого канала и попросили диск с фильмом. Конечно, сотрудница отдела кинопоказа, звонившая из Москвы в посёлок Берёзовка, была несколько удивлена, что здесь снимают кино. Вот теперь ждём результата. Мне интересно, если федеральный канал возьмёт фильм, как изменится судьба актёров. Чутьё мне подсказывает, что у некоторых будет новый поворот. Считаю, что такого уровня артистов, как Ирина Иванова (Драматический театр им. А.С. Пушкина), не так просто даже в столице найти. Настя Куимова, сыгравшая роль Динки, поступила во ВГИК на бюджетное отделение. Настя Александрова, которая играла маму молодую, сейчас в ГИТИСе учится. Людмила Михненкова, Максим Сарпов, Сергей Даниленко, Анна Киреева - что-то мне подсказывает, что, если «НЕлюбовь» покажут по федеральному каналу, эти имена быстро запомнятся зрителям и не только. - 27 августа - день российского кино. Почему сегодня на экранах засилье низкопробных сериалов, снятых словно под копирку? - Не все каналы хотят рисковать. Есть определённая схема: Маня любит Ваню, но Ваня любит Зину. Меняешь имена - и попытка увести сюжет вправо-влево рассматривается, как попытка улететь. Поверьте, российские сценаристы не дебилы - то, что их заставляют писать, далеко не то, о чём они хотели бы рассказать. Если честно, радуюсь кризису. Сейчас идет жёсткая фильтровка в киноиндустрии. Что греха таить, есть монополия, через которую сложно пробиться. В не кризисное время это практически нереально, особенно девочкам с улицы из посёлка Берёзовка. Если говорить о качестве сценариев... Между сценаристами и каналами куча промежуточных звеньев: продюсеры, редакторы, которые часто заставляют переписывать сценарий до неузнаваемости. Иногда такая редактура откровенно уродует фильм, а порой наоборот - существенно помогает. Есть действительно редакторы от Бога. Лично мне посчастливилось с такими работать. Одна из них - Владислава Ясинская, редактор крупной российской кинокомпании «RWS» («Всемирные русский студии»), которая и была редактором у нас на «НЕлюбви». Многие сценаристы хотят писать со смыслом, но не всегда им дают это делать. Чтобы, не дай бог, мозги не заработали у народа. - Вы учились на высших курсах режиссёров, у таких мастеров игрового кино, как Алла Сурикова и Владимир Фокин. Как учителя оценивают ваши шаги в кино? - Сурикова фильм одобрила. Могу даже процитировать её: «Яночка! Кино посмотрела ... Вполне приличное кино для сериала и артисты все прилично играют...» Владимир Петрович ругается, что я опять не Шукшина снимаю. Он требует большое кино, а мне нравится телеформат. Такие разные мастера дополняют друг друга. Если Алла Ильинична снимает комедии, мелодрамы, то Владимир Петрович - отдаёт предпочтение более «серьёзным» жанрам. Что интересно, я эти два направления попыталась объединить в «Нелюбви». Вроде и мелодрама, но в то же время заставляет задуматься. Снимать развлекаловку, чтобы «пипл хавал», мне не хочется.