Войти в почту

В России отмечают день отечественного кино

27 августа отмечается День российского кино. В этот день в 1919 г. председатель Совета Народных комиссаров РСФСР Владимир Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения». День советского кино как ежегодный профессиональный праздник официально был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР 1 октября 1980 г. (согласно редакции указа от 1 ноября 1988 г. — День кино). Свое нынешнее название получил после распада СССР.

В России отмечают день отечественного кино
© ТАСС

Первый фильм

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 г. Картина «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень» длилась всего семь минут. Первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 г. Это был «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. До 1991 г. в СССР ежегодно снималось до 200 художественных лент, большая их часть приходилась на РСФСР. В 1990-е гг. финансирование российского кинопроизводства практически прекратилось из-за финансово-экономического кризиса в стране. Подъем киноотрасли начался после 2000 г. С 2010 г. государственную поддержку кинопроизводству осуществляют Министерство культуры РФ и Фонд кино. В 2014 г. на кинематографию из федерального бюджета было выделено 6,6 млрд рублей, из которых 3 млрд рублей получил Фонд кино. При финансовой поддержке Министерства культуры РФ в 2015 г. было завершено производство 96 игровых кинофильмов, 155 мультипликационных, 383 документальных фильмов. По данным исследовательской компании «Невафильм Research», на 1 января 2015 г. в России насчитывалось 3 тыс. 829 коммерческих кинозалов в 1 тыс. 187 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс — 3,2). В 96% кинозалов установлено цифровое оборудование — 3 тыс. 694 экрана (в кинотеатрах — 97%). Доминирующим сегментом российского рынка коммерческих кинозалов остаются миниплексы (кинотеатры с 2-7 залами), составляющие 52,1% рынка по числу кинотеатров и 58,8% по числу залов. По уровню посещаемости кинотеатров РФ занимает четвертое место в Европе и девятое в мире. В 2014 г. в российский кинопрокат вышло 414 картин, еще 107 лент, выпущенных в конце 2013-го, также продолжали собирать кассу. В итоге кассовые сборы кинопроката составили рекордную сумму в рублях — 43,3 млрд, при этом в сборах в долларах США произошел спад — с 1 млрд 325 млн долларов США в 2013 г. до 1 млрд 246 млн долларов в 2014 г. Доля российских фильмов в общих сборах составила 21% (в 2013 г. — 16%). При этом лента «Вий» Олега Степченко заработала свыше 1,2 млрд рублей. В России ежегодно проводится более 100 кинофестивалей, смотров и недель кино. В 2013 г. Минкультуры была оказана поддержка 62 кинофестивалям в 34 регионах Российской Федерации и более 30 киномероприятиям по продвижению российских фильмов за рубежом. Наиболее известные кинофестивали, которые получают господдержку, — это «Кинотавр», Московский международный кинофестиваль, «Окно в Европу» и «Киношок». Два международных киносмотра в России имеют аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров: Московский Международный кинофестиваль и Международный кинофестиваль «Послание к человеку» (Санкт-Петербург). Ежегодно проводятся церемонии награждения премиями за достижения в области кино: «Ника», «Золотой орел», «Лавровая ветвь».

Шедевры отечественного кинематографа

Лауреатами премии «Оскар» стали 6 отечественных кинолент, среди них «Война и мир» (1968), «Москва слезам не верит» (1980), «Утомленные солнцем» (1996), «Старик и море» (2000). Отечественные фильмы удостаивались главного приза Каннского фестиваля дважды. В 1946 г. фильм «Великий перелом» советского режиссера Фридриха Эрмлера получил Гран-при Первого Каннского международного кинофестиваля. А в 1958 г. картина Михаила Калатозова «Летят журавли» завоевала в Канне «Золотую Пальмовую ветвь». В 2011 г. на Каннском фестивале специальный приз жюри в конкурсе «Особый взгляд» был вручен картине Андрея Звягинцева «Елена». В 2012 г. приз международной федерации кинокритики ФИПРЕССИ получил фильм Сергея Лозницы «В тумане», а первый приз конкурса дебютов Cinefondation — короткометражная картина Таисии Игуменцевой «Дорога на». В 2014 г. Андрей Звягинцев стал лауреатом 67-го международного кинофестиваля в Каннах за сценарий к фильму «Левиафан», написанный совместно с Олегом Негиным. Этот же фильм в 2015 г. стал первым российским лауреатом премии «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке. На Венецианском кинофестивале главной наградой «Золотой Лев» отмечались работы режиссеров Андрея Тарковского «Иваново детство» (1962), Никиты Михалкова «Урга — территория любви» (1991), Андрея Звягинцева «Возвращение» (2003) и Александра Сокурова «Фауст» (2011). На Берлинском кинофестивале призерами становились Лариса Шепитько ("Восхождение"), Глеб Панфилов ("Тема"), Сергей Соловьев ("Сто дней после детства") и другие. Фильм Алексея Попогребского «Как я провел этим летом» в 2010 г. был отмечен «Серебряными медведями» фестиваля в двух номинациях: за «лучшую мужскую роль» — Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис, за «выдающийся вклад в искусство» — оператор картины Павел Костомаров.