Георгий Данелия - режиссер неуловимого жанра
Георгию Данелии — 85. Мастер российского и советского кино на прошедшей неделе принимал поздравления с юбилеем. "Я шагаю по Москве", "Афоня", ""Кин-дза-дза!", "Мимино" — его грустно-смешные притчи о человеке вошли в золотой фонд российского кинематографа. Москвич по прописке, грузин по происхождению, Данелия — свой в любой точке постсоветского пространства. Но родился он все-таки в Тбилиси. Именно там корни его тонкого и универсального юмора, который и сегодня не нуждается ни в объяснении, ни в переводе. В жизни Георгия Данелии есть два города — Москва и Тбилиси. В столице Грузии он родился, и хотя отсюда его увезли, когда ему было меньше года, именно сюда режиссер возвращался: карабкающиеся по склонам гор дома, их утопающие в зелени черепичные крыши — город на берегу Куры стал для него источником вдохновения. Задумчивый закоулок Старого Тбилиси, Пикрис Гора,Гора Раздумий. "Дом Верико Анджапаридзе и Софико Чиаурели", гласят таблички, двух величайших грузинских актрис ХХ века, а для Данелии — тети и сестры, и здесь он — Гия, Гиечка, до сих пор зовут его родные. "Он сам такой артистичный. Он мне много раз разыгрывал сцены из будущих фильмов. Думаю, он еще может сделать фильм. Он здесь отводил душу и продолжал питаться этим, он любил грузинское вино", — рассказал Георгий Шангелая, двоюродный брат Георгия Данелии. Здесь до сих пор царит атмосфера большого дома и большой семьи, дружившей поколениями. Георгий Данелия вспоминает: когда приезжали все родственники, ему приходилось спать "в зале", ровно в 6 утра отсюда, из кабинета, доносилось пение Энрико Карузо — дядя вместо будильника ставил любимую пластинку. На стенах — старые кадры, и на веранде, которой давно нет, играет в футбол будущий режиссер Данелия, а на воротах стоит сосед, Кахи Кавсадзе, будущий Абдула из "Белого солнца пустыни". "Гия — очень милый человек. Когда мы были молоды, как хорошо было с ним кутить, как хорошо было с ним пить", — вспоминает Кавсадзе. В этом же доме Данелию с матерью на 2 года задержала война, здесь впервые случится то, что потом станет принципом творчества: на холмистых улочках он увидит картину, которая позже превратится в кинокартину. Жена Галина. Они вместе 30 лет, и к своему главному соавтору Данелия всегда прислушивается. "Он очень хороший художник, все время рисует. Куда бы ни пришел, на салфетке, на бумажке рисует персонажи, сценки и все время советуется со мной. А если приходят соавторы, они сидят в комнате и хохочут, придумывают", — отметила Галина Юркова-Данелия, жена Георгия Данелии. А зритель, сам не зная, почему, плачет. Данелия — режиссер неуловимого жанра: мужская драма, ржавая утопия или лирическая комедия. "Данелия — это музыка, песня. Мы снимали картину, как будто пели. Не понимали, съемка кончилась или началась. Это видно в картине, потому она 50 лет живет", — отметил режиссер, народный артист России Никита Михалков. Сам Данелия свои фильмы пересматривать не любит, шутит, что один раз уже их видел. А вот "Я шагаю по Москве" смотрит, потому что так увидеть столицу мог только он: чистую, прозрачную, в брызгах дождя и поливальных машин. Вообще так видит города только он. "Путь к причалу". Эту ленту крутили даже на рыболовецких судах. Данелия сам выходил в рейд на 2 месяца. Город стал полноправным героем фильма. А в массовке снимались прохожие, попавшие в кадр, портовые грузчики. Потом они узнавали себя на экране, а о съемках писали все газеты. "Осенний марафон". Ленинград. Здесь на особой, Данелией придуманной палитре, так смешаны краски и чувства, что хочется просто бежать этот осенний марафон вслед за Бузыкиным, только бы не останавливаться и не прислушиваться к себе. "Даже наша ленинградская картина пронизана южным ощущением человека, южным ощущением жизни и ее полноты или бездарности ее провождения людьми", — подчеркнул народный артист СССР Олег Басилашвили. И за этим ощущением Данелия и ехал в Тбилиси, заново возвращаясь в свой черепичный городок. Сценарий фильма "Не горюй!" они с Резо Габриадзе писали в Тбилиси до обеда. Потом шли гулять по этим улицам, но уже не было духанов, где мужчины обмениваются новостями, не было в живых его тети Верико, и Данелия возвращался в гостиницу. "Он жил там и писал этот сценарий. Он был нетерпеливый, постоянно что-то менял. Эта атмосфера интернациональная, истлевающая, для него важно было удержать это", — сказал народный артист СССР, режиссер Роберт Стуруа. Самая старая часть Тбилиси, район бань Абонотубани. В старых домах — магазины для туристов, но нет-нет - встретится кованая решетка балкона, стертая дверная ручка. Это ускользнувшая красота Данелии. Здесь же неподалеку, за забором Ботанического сада, он поселил и своего героя доктора Бенджамина и его шумную семью. Музыкальность — тоже истинно грузинское. Данелия словно видел и мелодии тоже. А слова знал. Данелия верен себе, композиторам и актерам. Говорил: первая мысль, когда начинал работать над фильмом, кого будут играть Леонов и Вахтанг Кикабидзе, — под него писал и переписывал роли. Кстати, в фильме "Мимино" молодой адвокат Светлана Георгиевна — тезка и копия дочери Данелии. Когда он писал сценарий, она вела свое первое дело. "Он — настоящий друг и человек, на которого мы ориентируемся. Для нас он — мерило порядочности, доброты, человечности. И когда он дает советы, его советы выполняются как-то сразу и обязательно", — сказала дочь Данелии Светлана. В Грузии гордятся и другими его картинами. Знают, что дедушка любит аджику, ткемали и овечий сыр и у него на столе грузинская скатерть. И каждый раз замирают у телевизора, когда идут фильмы Данелии, хотя знают их наизусть с пеленок, как и миллионы зрителей.