Первая половина Венецианского фестиваля разочаровала тех, кто ждал пира интеллектуального и высокохудожественного кино. Этих иллюзий и не строил АНДРЕЙ ПЛАХОВ. В то время как в двух шагах от фестивального дворца шла демонстрация против нового закона об образовании, перед самим зданием дежурила толпа девочек-тинейджеров. Они ждали Джонни Деппа -- кумира, годящегося им в дедушки. "Джонни, иди к нам",-- звали плакаты в девичьих руках. Джонни пришел в образе свирепого гангстера-садиста, которого сыграл в фильме Скотта Купера "Черная месса", показанном здесь вне конкурса. Теперь все ждут, получит ли артист наконец свой "Оскар". Путь к нему может перейти Деппу значительно более молодой, но уже осчастливленный заветной статуэткой Эдди Редмейн. Он вне очереди отхватил "Оскар" за роль в фильме "Вселенная Стивена Хокинга". Теперь в "Датской девушке" Редмейн играет пионера трансгендера, так что есть основания награждать его и за женскую роль тоже. А может, на "Оскаре" озаботятся новой номинацией? Так или иначе, очередная работа режиссера Тома Хупера, триумфатора фильма "Король говорит", не пройдет незамеченной. Самое интересное в ней (как и в других фильмах венецианской программы) -- это фактура истории, не выдуманной сценаристами, а случившейся на самом деле. Эйнар, муж талантливой датской художницы Герды Вегенер и сам художник, обнаруживает непреодолимую тягу к женскому белью и прочим аксессуарам противоположного пола (они в фильме и правда восхитительны, так что героя можно понять). В женском образе он начинает позировать Герде, ее гламурные работы (некоторые выполнены по заказу журнала "Вог") имеют успех в Париже. Игра в переодевание завершается серией медицинских операций: Эйнар окончательно превращается в Лили -- пикантную женщину, живущую внутри мужского тела. Действие происходит в первые десятилетия ХХ века, персонажи реальны, однако создатели фильма упускают все возможности сделать из этого материала что-то большее, чем сенсационную "трансгендерную мелодраму" с красивыми костюмами и пейзажами, которую будут обсуждать читательницы модных журналов. Примерно в ту же эпоху переносит нас фильм "Маргерита" режиссера Ксавье Джанноли. Стареющая богатая дама собирает в своем загородном замке разношерстный народ на благотворительные концерты, где вволю кормят не только оперными ариями, но и отличной едой. Маргерита -- королева и дива этих бдений -- собирает комплименты от фанов и продажных журналистов. Восторги неискренни, поскольку у певицы нет слуха, а голос такой же противный, как у лягушек или павлина, разгуливающего в ее саду. Одно несомненно -- это ее любовь к искусству, за которую она готова расплатиться по высшему счету. Фарс превращается почти в трагедию, когда героине доводится выступить перед настоящей публикой, а позднее услышать свой голос в записи. Маргериту с огоньком играет Катрин Фро -- готовая претендентка на приз за женскую роль. Хотя ей на пятки наступают Тильда Суинтон, Жюльетт Бинош и другие профессионалки, занятые в конкурсных фильмах и готовые в каждом дать образцовый мастер-класс. Не будет у жюри проблем и с наградами для актеров-мужчин. А вот кому присудят в этом конкурсе, в основном состоящем из рядового арт-мейнстрима, приз за лучшую режиссуру, сказать трудно. Тем более что в жюри заседают такие мэтры режиссерского искусства, как Альфонсо Куарон, Нури Бильге Джейлан и Хоу Сяосянь. Только к концу воскресного дня состоялась премьера фильма, который может разбудить спящего венецианского "Льва". Он снят аргентинцем Пабло Траперо, продюсирован Агустином Альмодоваром и называется "Клан". Опять же построенная на реальных событиях страшненькая история одной семьи, наладившей в годы диктатуры семейный бизнес по похищению и уничтожению людей. Помимо макаберного сюжета фильм впечатляет бешеной музыкальной фонограммой, в которую вплетаются вопли и стоны жертв. Вне конкурса в рамках официальной программы прошли премьеры двух документальных картин. "Зима в огне" Евгения Афинеевского в основном построена на хронике киевского Майдана. Казалось бы, тема отработана, но градус коллективных эмоций так высок, что очень скоро начинает захлестывать даже тех, кто видел все предыдущие интерпретации этого материала. Кроме того, он четко структурирован и поэтапно прокомментирован, так что зрители, далекие от темы, могут сложить представление о том, почему, как и в каком порядке произошли события, всколыхнувшие всю Европу. По контрасту вспоминается прошлогодний "Майдан" Сергея Лозницы, несущий на себе прямой отпечаток "времени и места". Теперь Лозница привез в Венецию "Событие" -- фильм, целиком построенный на ленинградской хронике путча 1991 года. Режиссер остается верен своей манере, знакомой еще по "Блокаде" и другим работам. Ему неважно, отделяет зрителя от "события" месяц, или полвека, или четверть. Он категорически избегает иллюстративности, ничего не разъясняет, не допускает ни комментариев, ни посторонних визуальных фактур. Вглядывайтесь в изображение, в хронику (разумеется, тщательно отобранную и виртуозно смонтированную) -- и вы сами все увидите. Увидите прежде всего антропологию лиц в народной толпе, вышедшей протестовать на Дворцовую площадь: таких лиц сегодня "не делают". Режиссер допускает только один комментарий -- музыкальный: вместе с мелодиями из "Лебединого озера", которое транслировали по ТВ в дни путча, усиливается эффект исторической иронии. Неизбежно возникает вопрос: что произошло с этой толпой, с этой страной? Но, несмотря на иронию, сила документа побеждает, и то, что должно выглядеть умершим, ушедшим навсегда, воспринимается реальнее, нежели сама реальность. Фильм Александра Сокурова "Франкофония", участвующий в конкурсе, уже получил награду. Ее присудил ему Фонд имени Миммо Ротеллы — по имени итальянского художника, бывшего пионером техники деколлажа и ключевой фигурой движения "Новый реализм". Эта премия вручается в дни Венецианского фестиваля вот уже 15 лет: в свое время ее получали Абель Феррара, Хаяо Миядзаки и другие знаменитые режиссеры. На этот раз награду разделили Александр Сокуров и оператор "Франкофонии" Брюно Дельбоннель. Пьеро Машитти, глава Фонда имени Миммо Ротеллы, представил мотивацию премии: "Тонкий лейтмотив объединяет картины Малевича, деколлажи Миммо Ротеллы и кинематографию Сокурова. В 1913 году Малевич представляет теорию супрематизма. В 1953 году Миммо Ротелла реализует утопию, представленную разорванными плакатами, позднее названную "деколлаж". Александр Сокуров в 2002 году делает прорыв в кино, сняв могучий визионерский фильм "Русский ковчег", сопрягающий кино и изобразительное искусство. В фильме "Франкофония" он достигает обдуманной выразительности киноизображения. Малевич, Ротелла и Сокуров принадлежат к значимому ряду новаторов". Международные права на продажу "Франкофонии" принадлежат франко-немецкой дистрибуторской компании Films Boutique. "Роскино" сотрудничает с ней уже второй раз. Четыре года назад ими была проведена совместная пиар-кампания фильма "Фауст", получившего главный приз Венецианского фестиваля. В этот раз при поддержке ПАО "Аэрофлот" и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко "Роскино" вместе с Films Boutique занимается продвижением "Франкофонии". Глава "Роскино" Екатерина Мцитуридзе говорит: "Имя Сокурова сегодня в мировой киноиндустрии, безусловно, самое репутационно значимое из российских режиссеров. Не только благодаря выдающимся произведениям, но и благодаря его принципиальной позиции творца и гражданина. Для всей команды "Роскино" это честь — помогать международному продвижению его фильмов. В сегодняшней ситуации, когда имидж России в мире важен как никогда прежде, каждая презентация, каждая премьера, каждая награда, каждое упоминание в позитивном контексте имеет особое значение. И неважно, что "Франкофонию" финансировали Франция, Германия и Голландия, за это им отдельное спасибо. Фильм, снятый большим русским художником,— это уже российский фильм".

Спящий "Лев"
© Fidélité Films