Джулия Ормонд рассказала о русских мужчинах и русском кино

География кино на 13-м фестивале Pacific meridian охватила практически весь Азиатско-Тихоокеанский регион, были показаны фильмы более сорока стран: из Японии и Китая, Аргентины и Шри-Ланки, России и Вьетнама, Кореи и Новой Зеландии. Триумфатором стал филиппинский режиссер Хун Роблес Лана. Его фильму "Тень позади Луны" достались призы жюри ФИПРЕССИ и NETPAK, награда актрисе Эл Джей Рейес за лучшую женскую роль и приз за лучшую режиссуру. Восторг и признание жюри отразились в формулировках: оценили "мужество при воплощении замысла, инновационное решение при крайней ограниченности выразительных средств", "бесстрашие актрисы, с которым она воплотила очень сложного персонажа", "мастерство режиссера в создании политического триллера в жанре бродвейского спектакля при полном сохранении национальной идентичности". Хун Роблес Лана учился режиссуре в университете Мельбурна, получил известность как сценарист, успешно работал креативным директором компании по производству сериалов, но ушел, чтобы свободно заниматься собственными независимыми кинопроектами. "Тень позади Луны" - камерная драма трех персонажей: одной женщины и двух мужчин, повстанца и военного, где в тугой, запутанный клубок сплелись политические, общественные, сексуальные и любовные проблемы. Режиссер снял ее единым кадром без монтажных склеек с помощью продюсера Фердинандо Лапуса, который продюсировал фильмы знаменитого в мире кино филиппинца Брайанта Мендосы. - На Филиппинах независимое кино нелегко продвинуть на экраны, зато не так уж сложно найти на него деньги, - поделился продюсерскими секретами Лапус. - Помогают национальные фестивали, у них есть бюджет на поддержание отечественных фильмов. Так было собрано 2 млн песо, это примерно 50 тысяч долларов. Студия дала еще 15 тысяч, остальное добавили инвесторы. "Тень позади Луны" еще не была в прокате у себя на родине, и пока неизвестно, увидят ли фильм филиппинские зрители, существуют довольно строгие прокатные ограничения, связанные с политикой и откровенными сценами. Зато фестивальная судьба картины складывается прекрасно: мировая премьера состоялась в Карловых Варах, во Владивостоке получены четыре награды, впереди еще пять фестивалей, в том числе в Маниле, где цензуры нет. Лучший режиссер "Меридианов Тихого"-2015 рассказал, что, прежде чем приступить к съемкам, он с артистами репетировал каждый день в течение трех месяцев, обстоятельно обсуждал с ними поступки персонажей, по-разному их интерпретируя. О фильме Александра Сокурова "Русский ковчег", также снятом одним кадром, он слышал, но не видел его. Для себя он принял решение снимать именно так, потому что сама история требовала этого. - Одна из ее тем - власть обстоятельств над людьми, а также их собственного страха и предубеждений, - говорит Хун Лана, - такой способ съемки позволяет зрителям лучше почувствовать эту самую власть обстоятельств и отсутствие альтернатив. - Как вы работали над сценарием? - Для меня очень важно сначала все изучить. 90-е годы на Филиппинах - это гражданская война, пик масштабных военных операцией на юге страны, особенно в долине Мараг. Чтобы понять и осмыслить тот ужас, который произошел там, я опросил не только жителей и пострадавших в тех событиях людей, но и тех, кто был в армии и повстанцев. Потом уже стал думать о форме и структуре сценария. - Какими качествами должна была обладать исполнительница главной роли? - Я искал актрису, которая выглядела бы ранимой, потерянной, чувственной, но в то же время не без коварства. Кроме того, она должна была иметь достаточно смелости, чтобы раздеться перед камерой и отыграть десятиминутную любовную сцену. Гран-при Pacific meridian председатель жюри Вадим Абдрашитов вручил фильму Бакура Бакурадзе "Брат Дэян". - Это выдающаяся работа, - считает Абдрашитов. - Настоящий художник раньше других задумывается о сложностях этого мира, интуитивно предчувствует многие острые вопросы и проблемы, художественно воплощает свои предвидения, поэтому этот фильм - лучший. - Наша история сербская, но в то же время общечеловеческая, общемировая, - согласен продюсер фильма Сергей Сельянов. - Бакур Бакурадзе - один из самых талантливых режиссеров современной России. Но между талантом и любовью зрителей нет знака равенства, как и между качеством фильма и зрительским признанием. Бакур снял абсолютно авторское кино, у которого никогда не будет широкого проката, это очевидно. Но "Брат Дэян" сыграет свою роль, пусть не сразу, но со временем. Может быть, о нем будут думать люди, от которых зависит принятие неких важных решений в нашем мире. - Чему должен научить "Брат Дэян"? - Искусство никому ничего не должно. Это работа. Если вы хотите стать лучше, можете использовать костыль искусства, чтобы двигаться в этом направлении. У кино нет воспитательной функции, это иллюзия. Быть человеком - задача человека. Звездой церемонии закрытия "Меридианов" стала мировая кинозвезда Джулия Ормонд. Когда накануне подведения итогов фестиваля состоялась ее встреча со зрителями Владивостока в кинотеатре "Океан" и на экране пошли эпизоды знаменитых картин с ее участием - "Сабрина", "Первый рыцарь", "Дитя Макона", "Легенды осени", "Сибирский цирюльник", где ее партнерами были Ричард Гир, Шон Коннери, Брэд Питт, Харрисон Форд, Олег Меньшиков, Джулия неожиданно расхохоталась: - Эти фрагменты из фильмов напомнили о том, сколько я обнималась, целовалась и плакала в своих картинах. Да еще с такими красивыми мужчинами! А теперь, когда я позвонила своей одиннадцатилетней дочке из Владивостока, она ни о чем не могла говорить, только кричала в трубку: "Мама, там есть Данила Козловский? Передай ему привет!". Данилы Козловского на фестивале не оказалось, но о русских мужчинах, русском кино, о режиссерах и артистах с Джулией Ормонд удалось поговорить в эксклюзивном интервью для "РГ". - Джулия, вам знакомо новое российское кино? Кого из молодых наших режиссеров вы знаете? - Мне очень нравится Алексей Попогребский, его фильм "Как я провел прошлым летом". Мы вместе были членами международного жюри в Сандэнсе, я его очень полюбила и оценила: умный, тонкий, замечательный человек. С тех пор я просто как его представитель, когда меня спрашивают, что посмотреть из русского кино, говорю, смотрите фильмы Попогребского. Была бы счастлива встретиться с ним в работе. - Многие европейские и американские кинозвезды увлекались русскими мужчинами - танцорами, художниками, музыкантами, артистами. В вашей жизни были моменты, когда вы чувствовали, что влюбились в русского? - Нет! С русскими мужчинами у меня романов не было. Или скажем так - пока не было (смеется). Хотя в Олега Меньшикова я почти влюбилась в первый же съемочный день "Сибирского цирюльника". И еще больше в конце съемок - от счастья, что такая большая и трудная работа уже позади. Планировалось, что на "Сибирского цирюльника" уйдет полгода, а в результате было потрачено около полутора лет. Я ничуть не жалею об этом, хотя этот фильм потребовал от меня большого количества душевных и физических сил, я чувствовала себя после него опустошенной, выжатой как лимон. И у меня был довольно длительный период, когда я отказывалась от всех сценариев и предложений Потребовалось время, чтобы восстановиться, и это во многом изменило мою карьеру и мое отношение к жизни и к профессии. - Вы поддерживаете дружеские отношения с кем-то из русских кинематографистов? Следите за дальнейшим творчеством Михалкова? Общаетесь с Олегом Меньшиковым? - К сожалению, нет. Олега видела очень давно, много лет назад, когда прилетала в Москву на премьеру "Сибирского цирюльника". Не успеваю следить за новыми фильмами Никиты, знаю, что он постоянно работает. У меня кочевая жизнь, это связано с моей общественной деятельностью. Мне даже бывает стыдно перед друзьями, что я не всегда могу уделить им время. Но у кинематографистов ведь как - встречаемся где-нибудь на фестивалях или на съемках и продолжаем общаться, будто и не было разлук и больших расстояний, словно виделись только вчера. - Совсем скоро, в октябре, Никита Михалков отметит юбилей - 70 лет. Будете его поздравлять? - О! Не знала, что будет такая дата! Конечно, я обязательно его поздравлю. У моей мамы тоже день рождения в октябре. Знак Весов. Никита, конечно, особенный человек. Помню, как на съемках "Цирюльника" приезжала рано утром на площадку: грим, костюм, текст выучен, я полностью готова к съемкам. Режиссера нет. Ждем. Время идет, артисты в беспокойстве: где Никита? С трепетом в голосе его помощники объясняют: он играет в теннис. Время идет. Когда он придет?! - спрашиваю уже в ярости. Отвечают: когда выиграет. Но когда он, наконец, появлялся, все снова были во власти его энергии и обаяния. Наверное, игра давала ему внутреннее равновесие, чтобы плодотворно работать. - Чем запомнился вам краткий визит во Владивосток? - В моей памяти надолго останется детский дом во Владивостоке, который я посетила, улыбки детей, их шумная радость при нашей встрече. Они совсем не казались несчастными, подавленными, зажатыми. Было видно, что им уделяется много внимания, они не одиноки. И все-таки я никак не могу понять, чем вызван принятый у вас закон об отмене иностранного усыновления. Ведь дети - наша общая забота и наше будущее, в мире не должно быть сирот. Что касается кино, у меня, к сожалению, было совсем мало времени, я ничего не успела увидеть. Но запомнила два названия фильмов-победителей - "Брат Дэян" и "Тень позади Луны", непременно их посмотрю.

Джулия Ормонд рассказала о русских мужчинах и русском кино
© Российская Газета