Войти в почту

Музыка русской души. Дирижер оркестра о народной культуре

Юбилейные концерты одного из самых интересных коллективов Белгородской государственной филармонии – оркестра русских народных инструментов – состоятся 16 сентября в Старом Осколе, в ДК «Комсомолец», и 17 сентября – в Белгороде, в Большом зале филармонии. О том, что даёт современному слушателю народная музыка, мы беседуем с художественным руководителем филармонии и главным дирижёром оркестра Евгением Алешниковым. Национальная аутентичность – Евгений Алексеевич, что, по вашему мнению, значит для сегодняшних слушателей музыка народного оркестра? – Оркестр русских народных инструментов исполняет не только народную музыку – наш оркестр многопрофильный, который может исполнять и классику, и современную, и популярную музыку, и джаз, и русскую народную музыку. На мой взгляд, актуальность народных оркестров в наше время очень велика – их звучание затрагивает самые сокровенные струны русской души, это ничем невозможно объяснить, это на уровне какого–то внутреннего ощущения. Домра, балалайка, баян, жалейка, а особенно гусли звончатые – всё это наши национальные инструменты, которые волнуют каждый по–своему. Русская музыка сегодня актуальна как никогда, поскольку пришло понимание, что есть национальное единство, есть наша национальная аутентичность. Мы русские, у нас свой, ни с чем не сравнимый мелодизм в песнях, у нас потрясающая залихватскость в танцевальных мелодиях. Это отражение нашей национальной души, нашего национального характера. Неслучайно ведь именно в годы перестройки, когда страна переживала довольно сложный период, в России появилось большое количество профессиональных оркестров русских народных инструментов. Казалось бы, парадоксально, времена были тяжёлые и в финансовом отношении, и духовном, – и как отклик на этот духовный кризис появились народные оркестры. Сейчас их в стране больше 80–ти. – Расскажите об истории оркестра – каково было его становление и творческое развитие? – Коллектив появился в сентябре 1990 года, состоял при профессиональной концертной организации «Центр музыкального искусства». Образовался сразу достаточно большой коллектив, 37 человек – сейчас у нас в оркестре 52 музыканта. Оркестр возглавил Александр Князев, затем им долгое время руководил Борис Белогуров – при нём произошло его становление. Больше шести лет назад начальник областного управления культуры Сергей Иванович Курганский принял решение о реорганизации Центра музыкального искусства: все профессиональные коллективы были переданы в филармонию, а самодеятельные – в Центр народного творчества. С этого периода начался новый этап развития коллектива. Меня пригласили возглавить оркестр – я имел большой опыт дирижёрской работы. Закончив аспирантуру по классу оркестрового дирижирования, 15 лет возглавлял симфонический оркестр музыкального колледжа. В музыкальной школе, музыкальном училище и в институте играл в народном оркестре. Когда Иван Григорьевич Трунов, который был художественным руководителем филармонии, пригласил меня возглавить оркестр русских народных инструментов, я с радостью согласился, потому что работать с профессиональным коллективом – это великое счастье. На тот момент у оркестра было достаточно проблем, но они постепенно решались. Я сменил репертуарную политику, поставил на совершенствование исполнительского мастерства музыкантов, на многообразие репертуара, на разнообразие программ, увеличил их количество. Сейчас наш оркестр готовит 10 программ в год, мы за год осваиваем 100–120 новых разноплановых произведений – это очень большая работа. Юбилей со световым шоу – Что услышат зрители на юбилейном концерте? – Программа будет состоять из двух отделений, прозвучит музыка наших современников. Откроем вечер произведением замечательного композитора Валерия Кикты «Богатырская увертюра» – это музыка, которая воплощает силу народного духа. Прозвучит сочинение, написанное специально для нашего оркестра московским композитором Григорием Зайцевым. Мы познакомили белгородскую публику с этим автором в прошлом сезоне на Фестивале современной музыки. Григорию понравилось исполнение нашего оркестра, и специально для нас он создал произведение «Алетейя», что в переводе с греческого означает «Незабвение». Это будет мировая премьера. Сыграем также произведение ещё одного композитора, которого открыл для нас Фестиваль современной музыки, – Антона Танонова из Санкт–Петербурга. Его музыка «Разлучница–зима» изначально создана для симфонического оркестра и голоса, но мы с разрешения автора сделали транскрипцию для оркестра русских народных инструментов. Солировать будет Галина Зольникова (сопрано). Прозвучит музыка Светланы Яшиной (Москва), Артёма Нижника, композитора, который недавно переехал в Белгород из Донецка. Он сам баянист и пишет прекрасную музыку, экспрессивную, очень сильную по энергетике. Он сделал для нас инструментовку своего произведения, и это также будет премьера. Затем мы сыграем «Пустячок» Андерсена, солировать на ксилофоне будет наш молодой музыкант Максим Санин, который играл с нами, когда ещё учился в музыкальной школе. Сейчас он заканчивает музыкальный колледж и второй год работает у нас в оркестре. Завершим первое отделение произведением белгородского композитора Михаила Донского «Прогулка по Ланчано», эта замечательная миниатюра была написана специально для нашей поездки в итальянский город Ланчано в 2012 году на международный конкурс, который принёс оркестру Гран–при. Второе отделение будет полностью посвящено русской теме. С оркестром выступит блестящая певица из Воронежа, обладательница Гран–при имени Лидии Руслановой конкурса «Голоса России» Ольга Чиркова. Кстати, два с половиной года назад мы уже выступали вместе с ней и в этом году выпустили компакт–диск с записью концерта. В финале вечера будет сюрприз – номер со световым шоу под музыку белгородского композитора Елены Латыш–Бирюковой, нашего большого друга. Юным слушателям – Расскажите поподробнее о работе оркестра для детской аудитории. – Придя в оркестр, я размышлял – как построить нашу работу так, чтобы привлечь в залы юных слушателей, воспитать их в любви к музыке, чтобы, повзрослев, они сами пришли в концертные залы на большие вечерние концерты. В этом плане в филармонии на тот момент уже велась работа симфонического оркестра с детской аудиторией, существовал и пользовался популярностью абонемент № 5 «Воскресные симфонические утренники для детей и родителей». Я решил, что нужно создать подобный абонемент и для русского народного оркестра. Мы начинали абонемент № 13 «В гостях у оркестра русских народных инструментов» со знакомства юных слушателей с народными инструментами. Потом стал вопрос – компоновать концерты из произведений разных авторов или делать моно–концерты? Выбрали второй путь, и на мой взгляд – не зря. У нас в Белгороде есть замечательные композиторы! Елена Латыш–Бирюкова написала для нас пластический мюзикл «Золотой ключик». В прошлом году мы презентовали его в Белгороде, а в этом сезоне его смогут увидеть школьники из разных районов нашей области. Ещё один композитор – Николай Бирюков – совместно с детским писателем Вячеславом Колесником создал литературно–музыкальную программу «Сказ о Белогорочке». С этой костюмированной детской программой мы проехали всю Белгородскую область, дали 63 концерта во всех 22 районах. В этом сезоне мы представим слушателям «12 месяцев» – сказку с оркестром по произведению Самуила Маршака, музыку к которой сочиняет Артём Нижник. – Что ещё принесёт белгородским меломанам эта осень? – В октябре концертом отметим юбилей народного артиста России Евгения Григорьева. Одно отделение он будет петь с нашим оркестром, второе – с Концертным оркестром духовых инструментов, который, кстати, также празднует своё 25–летие 26 сентября. Филармония готовит для слушателей массу новых программ, и каждая из них будет по–своему интересна.

Музыка русской души. Дирижер оркестра о народной культуре
© АиФ