Войти в почту

Ким Ки Дук привез на "Меридианы Тихого" два новых фильма

Международный кинофестиваль Pacific meridian в тринадцатый раз проходит во Владивостоке. Его президент Карен Шахназаров впервые приехал в этот живописный город на берегу океана. Карен Шахназаров: Это любовь с первого взгляда Своих президентов "Меридианы Тихого" переизбирают постоянно, и срок их пребывания на почетном посту краток - всего один год. - Хорошо быть президентом, - порадовался руководитель Мосфильма, - сразу дают приз! Награду "9288 км" (расстояние от Москвы до Владивостока) на открытии фестиваля Шахназарову вручил губернатор Приморского края Владимир Миклушевский. - Я потрясен Владивостоком, влюбился в него с первого взгляда, - признался Карен Георгиевич, - и фестиваль тут на самом высоком уровне. В жюри выдающиеся мастера кино: Вадим Абдрашитов, Режис Варнье, режиссер и художник из Израиля Яэль Бартана, оператор из Сингапура, продюсер из Таиланда... Почетные гости - Ким Ки Дук и Джулия Ормонд. Не всюду встретишь такое количество именитых гостей, это по-настоящему звездный фестиваль. Многие знаменитые киносмотры выглядят сегодня уже не так круто, как прежде, а другие, раньше не столь известные, например, Пусан, наоборот - поднялись. И Владивосток определенно становится местом притяжения для кинематографистов. В столице Приморского края действует фильмкомиссия - первая на территории России. Ее учредитель Александр Долуда пригласил на фестиваль господина Сок Гэи О, заместителя декана Азиатской киноакадемии и президента азиатской сети фильмкомиссий. Сок Гэи О рассказал, как Пусан - город-побратим Владивостока - в 1999 году начал создавать фильмкомиссию буквально с нуля. Ее цель - помогать кинематографистам в производстве фильмов, содействовать продвижению азиатского кино на мировые кинофестивали и создавать привлекательный имидж Пусана. До этого Пусан был обычным торговым морским городом, из которого люди, стремящиеся к культуре, уезжали в Сеул, не находя поддержки. Сегодня же фестиваль в Пусане входит в пятерку лучших кинофорумов мира, азиатское кино повсюду вызывает огромный интерес. Круглый стол на тему взаимовыгодного сотрудничества в сфере кино Пусана и Владивостока стал одним из важнейших событий МКФ "Меридианы Тихого". Ким Ки Дук: Владивосток меня поймет Звездный корейский режиссер Ким Ки Дук, который в декабре отметит свое 55-летие, приехал во Владивосток, чтобы представить два своих новых фильма - криминальную драму "Один на один" и антиутопию "Стоп" об аварии на Фукусиме, а также пообщаться с журналистами и зрителями. Во Владивостоке обычно молчаливому корейскому мастеру явно нравилось, на вопросы он отвечал охотно и подробно. - У Владивостока большое будущее, - не сомневается Ким Ки Дук. - Мне особенно интересно именно здесь показать свои новые фильмы. Здесь живет много выходцев из Кореи, географически близко - Китай и Япония. Думаю, во Владивостоке меня поймут лучше, чем в Москве. Еще я бы хотел отметить работу руководителя фестиваля Ефима Звеняцкого: все отлично организовано, я чувствую заботу и внимание, при этом нет ощущения, что меня излишне опекают и контролируют. Что успели увидеть во Владивостоке? Ким Ки Дук: Мне нравится, что это город-порт, я ведь служил на флоте, шесть лет был моряком, дослужился до сержанта - это был трудный и полезный опыт. Мне интересно было бы осмотреть военные корабли, но это не так просто. Зато была морская прогулка, увидел город со стороны моря, он необыкновенно красив. Ваши фильмы знамениты во всем мире, о вас лично известно гораздо меньше. Где вы живете, похоже ли ваше обиталище на то, что показано в вашем фильме "Ариран"? Ким Ки Дук: Живу в Сеуле, мой дом почти такой же, как в "Ариране". Люблю ездить в Китай на различные культурные мероприятия и выставки. Как рождаются ваши истории? Что становится отправной точкой? Ким Ки Дук: Несмотря на то, что я время от времени становлюсь затворником (не так давно был период, когда я три года не снимал кино), все-таки я нахожусь в обществе. Проблемы, с которыми приходится сталкиваться, рождают в моей голове определенный диалог. Так возникает замысел. Иногда сценарий пишется легко и сразу. Бывает, что я откладываю его надолго, но потом возвращаюсь. Вы согласны с тем, что в мировом кино ощутим кризис сценарных идей? Ким Ки Дук: Есть такая проблема. Она связана с общей тенденцией - заработать побольше денег. Для этого используются готовые блоки и проверенные схемы. Поэтому я делаю все сам - от сценария до монтажа. Мне важно воплотить замысел так, как я считаю нужным. Вы часто бываете на международных фестивалях. Какие недавние картины вам запомнились? Ким Ки Дук: "Тотем волка" Жан-Жака Анно - прекрасное, зрелищное кино. В Пекине познакомился с Федором Бондарчуком, посмотрел его "Сталинград", и мне он очень понравился. Тема войны касается каждого из нас. Главный вопрос, который я задал себе после просмотра: зачем мы вообще воюем? Это важные и актуальные размышления. Мой отец был ранен во время братоубийственной войны Северной и Южной Кореи, он остался для меня олицетворением горя и боли, которые несет людям вражда. Какие фильмы из программы МКФ Pacific Meridian привлекли ваше внимание? Ким Ки Дук: "Земля вольной надежды" Золы Пак - документальная картина про переселение корейцев по приказу Сталина в 1937 году: это сложный и грустный момент, связанный с историей моего народа. И короткометражный фильм Владлены Санду "Кира" - про девушку, которая вышла из тюрьмы. Мы с Владленой познакомились на открытии "Меридианов" и уже успели подружиться. Неожиданный вопрос задал Ким Ки Дуку случайно проходивший мимо кинозритель: Есть книги, которые вам хочется прочесть во второй раз? - Книгами не интересуюсь, - приветливо ответил Ким, - я их вообще не читаю. Однако, на вечернем приеме режиссер был просто сражен и восхищен сравнением с Достоевским, которым одарила его режиссер-документалист Галина Евтушенко. Она привезла во Владивосток свою картину о Льве Толстом и скульпторе Илье Гинцбурге, которую Ким Ки Дук обещал обязательно посмотреть. Перед отъездом режиссер оставил отпечаток своей ладони и автограф для будущей аллеи звезд у кинотеатра "Океан". Андрей Мерзликин: Кино должно доходить до зрителей "Андрей Мерзликин стал частью Владивостока", - сообщило местное информагентство, когда популярный артист отпечатал свою ладонь для звездной аллеи. Мерзликин привез во Владивосток внеконкурсный фильм "Зеленая карета", где сыграл кинорежиссера в творческом и личном кризисе. Отечественный вариант-лайт "Восьми с половиной" Феллини определенно нельзя назвать триумфом режиссуры, зато из него получился бенефис популярного артиста. Зрители на просмотре были взволнованы, Андрей Мерзликин счастлив. К тому же он успел совершить круиз вокруг острова Русский на губернаторской яхте, загореть, поймать камбалу и пообщаться с продюсерами Алексеем Рязанцевым и Сергеем Сельяновым. - Кино должно обязательно доходить до зрителей, особенно на таком народном, городском фестивале, где люди активно смотрят фильмы, - убежден Андрей. - Не знаю, попадет ли наша "Зеленая карета" в кинотеатры, но ее уже посмотрели во Владивостоке, для меня это важно и радостно. Как правило, большинство фильмов, в которых мне удается участвовать, не доходят до фестивалей: отборщики утверждают, что это не фестивальное кино. И не встречается со зрителями, потому что у нас так странно организован прокат. Обидно, когда такие фильмы, как "Качели" и "Борис Годунов", где я снимался, не выходят на экраны. А ведь это кино, которое в полной мере заслуживает того, чтобы быть увиденным. Хорошо хоть в интернет они попали, и люди их посмотрели. Значит, антипиратский закон вы не поддерживаете? Андрей Мерзликин: Поддерживаю! И считаю, что эту проблему можно решить одним взмахом пера. Надо просто монетизировать интернет. У "Бориса Годунова" Владимира Мирзоева, как только он попал в свободный доступ, в течение недели было миллион (!) скачиваний. Если бы зрители заплатили хотя бы по 10 рублей, сумму незначительную абсолютно для всех, уже была бы выгода для создателей фильма. Что вы успели посмотреть на фестивале во Владивостоке? Андрей Мерзликин: Замечательный документальный фильм Михаила Дегтяря "Деген" о потрясающем фронтовике, поэте и просто грандиозном человеке Ионе Дегене. Хорошо, что Михаил Дегтярь успел сделать свою картину вовремя - ведь герою уже за 90. Режиссер почувствовал, что времени нет искать спонсоров и надеяться на господдержку, снял фильм на свои личные средства - и создал документ эпохи. У вас был небольшой опыт в режиссуре, короткометражный фильм "Тайна GQ". Нет желания взяться за полный метр? Андрей Мерзликин: Дерзновение есть, но надо собраться с духом. Кстати, на фестивалях есть возможность увидеть разное и редкое кино, многому научиться. Так что пока буду набираться знаний и впечатлений.