"Медовая ночь" представит Македонию на "Оскаре"
Общество кинематографистов Македонии (ДФПМ) заявило о единогласном выдвижении фильма "Медовая ночь" (Медена ноќ) Иво Трайкова в качестве кандидата от Македонии на участие в борьбе за "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", сообщает MKD.MK. Мировая премьера картины состоялась в апреле этого года, на 18-м кинофестивале в Скопье. История создания фильма свидетельствует о том, что давно забытое старое продолжает будоражить умы и в новых реалиях. Черно-белая пленка в восприятии зрителя невольно вызывает образы прошлого или, по крайней мере, вневременности происходящего. Зритель становится свидетелем драматических событий одной ночи. На создание "Медовой ночи" повлиял рассказ "Ухо" чешского писателя и сценариста Яна Прохазки, наделавший в свое время много шума. Он был написан в 1969 году и тогда же стал основой одноименного фильма Карела Кахини, стремившегося передать настроения чешского общества времен "Пражской весны". Остросоциальный характер картины и критика социалистического государства предопределили судьбу картины - пленки с фильмом были отправлены в архив, откуда были извлечены только двадцать лет спустя. В 1990 году фильм триумфально отправился на Каннский фестиваль за "Золотой пальмовой ветвью" и, скорее всего, именно в силу "благоприятного" культурно-исторического контекста ее получил. До сих пор ходит легенда о записке Яна Прохазки, выпавшей из папки со сценарием: "Эта история вымышлена. То, что происходило в действительности, было гораздо страшнее". Но и сам фильм Кахини, даже при просмотре сорок лет спустя, вызывает парализующий ужас и липкий страх, звенящий в ушах пронзительным эхом. Рассказывая об истории создания своего фильма, Иво Трайков отметил, что "Ухо" Кахини произвело на него сильнейшее впечатление в юности, когда он был студентом факультета кино и телевидения (ФАМУ) Пражской академии музыкальных искусств. Второй причиной экранизации стала необыкновенная насыщенность сюжета. Режиссер говорит о том, что македонский фильм иначе рассматривает феномен страха. По его мнению, в ощущении страха виноваты те, кто его испытывает, потому что сами люди несут ответственность за то, что с ними происходит: их решения и действия порождают определенную реальность. И когда они принимают правила игры, установленные теми, кто управляет обществом, они свободны в своем выборе. В главных ролях - Верица Недеска и Никола Ристановски. Фильм снят при поддержке Кинематографического агентства Республики Македонии.