Виды музыки
Музыка Леонида Десятникова на Левитановском фестивале VIII Левитановский фестиваль в Плесе вторым после Перми отметил предстоящий юбилей композитора Леонида Десятникова. В сочинения автора, ставшего одной из ключевых фигур в русской и европейской музыке конца XX— начала XXI века, как это видится не только с волжского берега, на фестивале вслушивалась ЮЛИЯ БЕДЕРОВА. Левитановские программы (президент Алексей Шевцов, худрук Алексей Гориболь), устроенные по изящным образцам сельских европейских фестивалей, на несколько дней собирающих в поэтичном провинциальном ландшафте столичную публику и хедлайнеров, всегда имели нетривиальные черты подчеркнуто русского, дачного, с рифмой к рубежу XIX–XX веков пейзажа просвещенного искусства. И эти черты они упорно сохраняют, как бы ни расширялся фестивальный горизонт в сторону смежных искусств, театра, живописи, экскурсионной программы, лекций, мастер-классов или интересов проезжего слушателя. В том числе этим объясняется уместность в левитановских рамках празднования надвигающегося юбилея композитора Леонида Десятникова — автора настолько же рафинированного и изощренного, насколько дачного по духу и тону, собственные виртуозные рифмы к XIX веку декорирующего нотой печали и флером необязательности. Хотя их ясность и точность при всей иногда веселости производят всегда узнаваемое и безошибочно трагическое впечатление. Десятников со своей декларацией нестоличности (на словах, в персональном поведении и композиторской интонации) смотрится на берегу реки, заранее прописанном Левитаном, едва ли не органичнее столичной публики. Программа его авторского вечера, собранная из камерной музыки с большой тщательностью, нарисовала детальный портрет композитора в окружении разных жанров и тем, словно членов семьи, любимых видов и предметов интерьера. Начали с рифмы к Шуману (с него перед тем открылся весь фестиваль) — в вокальном цикле «Любовь и жизнь поэта» на стихи Хармса и Олейникова, написанном в оригинале для тенора, здесь пела прима Музтеатра Станиславского Наталья Петрожицкая, и она придала утонченно страшному циклу толику нежной оперности. Не прозвучало «Свинцовое эхо», сумрачно замкнутая партитура для инструментов и голоса в английских традициях, но оно как будто незримо присутствовало. Мало кто слышал до тех пор «Trois histories du chacal» для скрипки, чтеца и фортепиано на тексты магрибских сказок — раннее, волшебное проведение ориентальной темы в десятниковском искусстве — здесь они прозвучали изящно и точно. За киномузыку говорили по-шопеновски сыгранный кусок «Подмосковных вечеров» и три фрагмента из по-настоящему шлягерной в узких кругах музыки к фильму «Москва» (в двух пела Моника Санторо, точная и аккуратная, но, пожалуй, не такая пронзительная, какой была Ольга Дзусова в оригинале). Еще одна визитная карточка Десятникова — тема Пьяцоллы. Без Двух танго для скрипки, контрабаса, баяна и фортепиано («Hommage a Astor Piazzolla») камерный, но парадный портрет творчества композитора был бы не полным. А с ними к нему добавились очень важные краски скрытной композиторской виртуозности и мудрости на фоне обаяния публичных тем и мелодий. Громкие празднования юбилея пройдут в Москве в октябре. В Плесе авторский концерт предварили два вечера европейского романтизма в уникальных камерных и сольных интерпретациях, составляющих регулярную славу фестивальных программ. В тихом окружении русских дач нашлось место яркой виртуозности и темной кантилене Шумана и Шуберта в исполнении пианистов Алексея Гориболя и Полины Осетинской, скрипачей Гайка Казазяна и Романа Минца, виолончелистов Рустама Комачкова и Дениса Шаповалова. До-мажорный струнный квинтет Шуберта, затеянный едва ли не ради Adagio, расположился в точке непременной ансамблевой вершины камерных программ: без нее никакая жанровая широта фестиваля не воспринималась бы естественно и содержательно. Романтическую тему далеко, до самого Сибелиуса продолжил пианист Андрей Гугнин — до него на прошлых фестивалях играли и Александр Лубянцев, и Лукас Генюшас. И эта нетривиальная фортепианная линия Левитановских программ — отчетливый рисунок современной пианистической эпохи, которому Гугнин добавляет свой особый характер. Во второй концертный уикенд Левитановского фестиваля будут Данила Козловский с Ксенией Раппопорт в ролях Левитана и Софьи Кувшинниковой под музыку Бетховена и Шопена, камерная программа с красивым балетным уклоном «Арабеск», «Песни о войне и мире» с меццо-сопрано Олесей Петровой. А финальный аккорд прозвучит по-новому в Иваново, где 1 октября Гориболь с коллегами дают программу в честь еще одного юбиляра этого года — Чайковского и его музыкального времени.