Ещё

Кино не для всех: есть ли будущее у оренбургских фильмов? 

Кино не для всех: есть ли будущее у оренбургских фильмов?
Фото: АиФ-Оренбург
Впервые в рамках международного кинофестиваля, который ежегодно принимает оренбургская земля, прошёл показ работ местных кинематографистов. За последний год культурные новости региона периодически освещают ту или иную премьеру оренбургских кинорежиссёров, продюсеров и целый киноцентров. Но отзывы зрителей о работах местных деятелей кино сильно разнятся.
Два пути
Кино в Оренбурге снимают по-разному. Кто-то старается подойти максимально профессионально, кто-то, наоборот, на чистом энтузиазме.
Об оренбургском кино заговорили в полный голос после того, как местная группа заинтересованных людей взялась, казалось бы, за непосильную работу — снят полнометражный фильм.
«Всё началось со сценария, который я написала благодаря своему знакомому — поэту из Москвы Григорию Горнову. Он рассказывал мне эпизоды из своей жизни, и они трансформировались в художественный текст, с которым я бегала по кинофестивалю «Восток-Запад» и предлагала всем приехавшим режиссёрам. В итоге им заинтересовался актёр , который передал его продюсеру », — вспоминает Вера ЖИДКОВА, автор сценария и директор картины «Остров цикад». Несмотря на то, что работа оренбурженки попала на центральные телеканалы, она не дождалась ответа. Но жизнь подготовила новый сюрприз — Вера познакомилась с молодым режиссёром . «Я рассказала ему эту историю, а он сказал: давай снимем! Мы с ним очень легко сошлись, образовался настоящий творческий тандем», — делится Вера.
Несмотря на то, что фильм был заявлен как безбюджетный, а следовательно, были трудности с реализацией задуманного, в прошлом году его премьера прошла в оренбургском кинотеатре, а несколько месяцев спустя авторы представили его во внеконкурсной программе на Каннском кинофестивале.
Другой пример — короткометражка «Город для некурящих», которую снимал студент Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей Денис ДРЮЧИН. «Как-то я понял, что в жизни надо что-то менять. Так и родилась идея снять фильм, — говорит молодой режиссёр. — По названию может показаться, что это документальное кино о здоровом образе жизни, но это совсем не так. Фильм художественный, жанр определён как психологическая драма». Сколько своих денег автор уже вложил в проект, сказать не берётся, только шутит: «У нас такой фильм, как ёлка в Простоквашино — чем смогли, тем и нарядили!».
В «Городе для некурящих» заняты два актёра Оренбургской музыкальной комедии, а также друзья автора и люди, узнавшие о проекте через социальные сети. Съёмочная группа хотела завершить всю работу за пару месяцев. «Многие говорят, что это нереально — кино так не делается, — говорил Денис. — Но я знаю, что эстонский фильм „Класс“ сняли всего за две недели. Мои оппоненты утверждают, что у него был огромный бюджет, поэтому и получилось. Но я считаю, что надо отходить от стандартов, пробовать что-то новое». К слову, пока съёмки фильма приостановлены по объективным причинам. Но команда не оставляет опускает руки и ищет новые возможности для реализации своей задумки.
Сами себе враги?
Кино в Оренбурге набирает обороты. Причём кино художественное. Если в прошлом году на просторах области силами местных энтузиастов сняли всего три картины — полнометражный «Остров цикад», короткометражку «Электричество» и документальный фильм  — то сегодня картин, да и тех, кто решил попробовать себя на поприще киноискусства, стало гораздо больше. В программе международного кинофестиваля, который каждый год проходит у нас, впервые в отдельный блок вынесено порядка 10 фильмов, которые полностью сняты в Оренбуржье. При этом, сами оренбургские кинодеятели признают, что этого очень мало, что в той же Якутии или Ульяновске так называемого регионального кино гораздо больше, и эта сфера деятельности более развита. Основную проблему развития киноиндустрии на оренбургской земле более старшего поколение тех, кто пробует себя в этом деле, видят в недостатке квалифицированных кадров. Более молодое поколение не согласно — они уверены, что получить основы профессии кинорежиссёра легко можно и в интернете.
Зато именно молодёжь отмечает проблемы, связанные с прокатом лент, снятых у нас.
— Мы ходили на несколько местных телеканалов с просьбой показать наш фильм, — поделился опытом молодой оренбургский режиссёр Иван КАРАТОВ. — Но везде получили ответ, что это возможно только на коммерческой основе. То есть мы должны были заплатить за эфирное время. Мы, может, и пошли бы на это, но у нас просто нет средств.
На это представителям телеканалов тоже есть что ответить. Оказывается, сами же создатели оренбургских киношедевров не спешат делиться материалом даже для простых анонсов.
— У меня авторская передача про кино, в которой я бы с удовольствием рассказал о том, какие картины производят в Оренбурге, кто из наших земляков пытается покорить киноолимп, — отвечает Олег МАНАННИКОВ, продюсер одного из оренбургских телеканалов. — Но из четырёх оренбургских режиссёров, которые работают над разного рода художественными фильмами, только у одного есть готовый постер и вполне приличный трейлер, который можно использовать при подготовке обзорной программы. Сами же оренбуржцы как будто не заинтересованы в популяризации своего творчества.
Борьба конкурентов
Маститые коллеги по цеху, которые приезжали в Оренбург на кинофестиваль, дали собратьям из глубинки несколько советов.
— Я бы рекомендовал не гнаться за полным метром, начинать нужно с короткометражного кино, — уверен столичный продюсер Иван ЛОПАТИН. — Важно научиться добиваться идеала в 15-минутном хронометраже. Возможно, после этого вы вообще не захотите работать с полнометражным кино.
Ещё один совет, прозвучавший из уст гостей фестиваля — ищите своего зрителя в интернете. Нечего региональному кино делать на больших экранах.
— Любой режиссёр из столицы или другого крупного города будет считать региональное кино конкурентным, — высказал в кулуарах фестиваля свою точку зрения один из молодых оренбургских кинорежиссёров, который пожелал остаться неизвестным. — По-хорошему, все мы вышли из глубинки, только у кого-то больше возможностей получить деньги из фонда поддержки отечественной кинематографии. Любое новое имя — это ещё один участник дележа этих денег, а следовательно, доли становятся меньше. Именно поэтому столичные режиссёры и продюсеры не заинтересованы помогать талантам из глубинки выходить на более высокие уровни в своём творчестве. Отсюда и все призывы не гнаться за прокатом и работать только на собственном энтузиазме, не рассчитывая ни на чью поддержку. Но в наших силах доказать, что наше творчество тоже достойно выхода на кинематографический рынок страны.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ищите зрителя в сети!
, кинорежиссёр генеральный директор компании «Россфильм»:
— Как я понимаю, у оренбургских режиссёров сейчас возникают амбиции что они могут снять кино для проката. Но я бы эту тему пока даже не поднимала, потому что здесь нужно разделить бизнес и увлечённость, и понять, в каком сегменте мы работаем. Если мы говорим про бизнес, то это довольно сложная тема, потому что кино в России не является как таковым бизнесом. При всех видах поддержки и возможности развиваться этот бизнес до сих пор остаётся очень шатким. Кроме того, в стране сегодня всего около 3000 кинозалов. Это очень небольшое число площадок для работы. Чтобы понимать, можно сравнить это с площадями гипермаркета и небольшим магазинчиком в 40 квадратных метров. В последнем случае при всём желании не получится развернуть гипермаркет. И если вы сняли кино и имеете амбиции прокатать его по стране, то имейте в виду, что эти 3000 залов — это по сути те же самые 40 квадратных метров. Плюс на этих и без того небольших площадках у вас в конкурентах Голливуд и другие мировые киногиганты. Чтобы победить в этой борьбе, всегда нужны большие бюджеты и самые последние технологии, которые даже в центральных регионах доступн6ы не всем. Н6о развитие кино именно в глубинке — это приобщение к культуре кино, это кузница кадров, это воспитание будущих мастеров. Поэтому готовность снимать кино в глубинке — это важно для развития киноиндустрии страны. Но нужно правильно осмыслить продукт регионального кинематографа. Самый грамотный и перспективный путь на сегодня — это показы в интернете за копеечную плату. Это и способ окупить затраты, и возможность найти своего зрителя.
ПОЗИЦИЯ
Движение должно быть с обеих сторон!
Евгений ВЕНГЛИНСКИЙ, оренбургский кинокритик, руководитель киноклуба:
— На местном уровне должны существовать площадки для демонстрации регионального кино. Они могут быть формальными и неформальными, свободными и платными, молодёжными или какими-то другими. Без этого говорить о развитии регионального кино просто глупо. И я обращаюсь к областному правительству: «Делайте что-нибудь и делайте это прямо завтра!». Движение в развитии кинематографа должно быть с обеих сторон. Для развития кино — регионального или ещё какого-то — можно, к примеру, создать Дом актёра, независимую площадку по подготовке кинематографистов, молодёжное сообщество заинтересованных людей. Форма по сути неважна, важно её наполнение. И что немаловажно — это должны быть живые группы, а не общение в интернете. Кроме того, местным кинематографистам не стоит конфликтовать между собой. Нам нужна консолидация между собой и властью.
Оренбург в кино
Оренбургские просторы и улочки попали в кадры сразу нескольких фильмов, которые в разное время выходили на экраны.
«Иван Бровкин на целине» (1959 год), режиссёр Иван Лукинский. Снимался в совхозе «Комсомольский» на целинных землях Адамовского района.
«Русский бунт» (1999 год), режиссёр . Для съёмки фильма по мотивам пушкинской «Капитанской дочки» на Красной горе возле посёлка Саракташ сотрудниками и студентами Оренбургского аграрного университета под руководством художников-постановщиков фильма были выстроены деревянные декорации — избы, мельница, церковь, крепостная стена, которые сохранились до сих пор и используются в качестве музея под открытым небом.
«Трио: жаркое лето 99-го» (2003 год), режиссёр Александр Прошкин. Фильм про трёх оперативников, которые выслеживают банду, грабящую фуры, снимали в нескольких регионах, в том числе и в Оренбуржье. В кадр попали улица Туркестанская областного центра, заправка на орской трассе возле поворота на Медногорск, трасса Оренбург-Саракташ возле села Изяк-Никитино, трасса Оренбург-Соль-Илецк возле Екатерининского мостика.
«Не хлебом единым» (2005 год), режиссер . Фильм о том, как в послевоенные годы простой учитель физики предложил революционный метод изготовления двухслойных труб для химической промышленности. Многие сцены картины сняты на территории металлургического комбината (ОХМК) в Новотроицке и близлежащем посёлке Аккермановка.
Телесериал «Дальнобойщики-3. Десять лет спустя» (2011 год), режиссёр . Съмки одной из серий, которая носила название «Оренбургский платок», частично прошли на территории Оренбургской области.
КСТАТИ
Множество уроженцев Оренбуржья и тех, кто так или иначе связан с нашим краем, и сегодня являются заметными деятелями в сфере кино— и телепроизводства. Среди них актёры , , , Анатолий, Илья и Филипп БЛЕДНЫЕ, , Виктор БОРЦОВ, Леонид БРОНЕВОЙ, Владимир ВЫСОЦКИЙ, . Сценарист , мультипликатор , автор песен для многих детских кинолент .
Видео дня. Актеры «Бригады», которых уже нет в живых
Смотреть фильм на
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео