Марлен Хуциев: На меня писали доносы из зависти
Совсем недавно один из старейших и наиболее престижных международных кинофестивалей в швейцарском Локарно вручил Хуциеву почетного «Золотого леопарда», по заслугам отметив вклад автора «Заставы Ильича» в мировое кино. Наш разговор проходил в Швейцарии, стояла 40-градусная жара, но Марлен Мартынович держался молодцом: «Я же южный человек! Умею переносить жару!» «Снимать не мешали, но гнобили за перерасход» - Вы делали великолепное советское кино - «Весна на Заречной улице», «Два Федора». Как произошел этот переход к кино абсолютно европейского уровня? Был же железный занавес, информации не было. Я недавно пересматривал «Июльский дождь». Это кино одной группы крови с Антониони, с лучшим, что снимали в 1960-е. - Я ничего не заимствовал. И даю вам слово, к Антониони мой фильм не имеет никакого отношения. Я Антониони уже потом посмотрел. Просто были какие-то внутренние соображения, ощущения. У меня же большие паузы всегда между картинами - пока я созрею. «Июльский дождь» родился во время съемок «Весны на Заречной улице». «Бесконечность» - во время «Заставы Ильича». «Послесловие» - случайно открыл журнал, прочел маленький рассказ... «Июльский дождь» - вообще очень простая картина. Знаете, как возник эпизод у моря? Мы с моим соавтором Анатолием Гребневым, когда писали сценарий, подумали: что-то у нас все действие происходит в Москве. А как же съемочная группа? Надо же чем-то людей привлекать! Может, поехать куда-нибудь? Вот так и родилась эта сцена. - Вам много мешали в советское время? - Снимать не мешали. Но гнобили, например, за то, что у меня был большой перерасход на «Заставе Ильича». Я опоздал на месяц сдать картину. Но я снял две серии за этот срок! Тогдашний министр культуры Фурцева приняла ее замечательно. И деньги выделила на завершение. Но один наш великий режиссер написал на меня донос. Кто - говорить не буду. - Из зависти? - Да. На студии очень много говорили об этом фильме, пока он снимался... Иногда какие-то сцены требовали убрать. Вырезали, например, одну очень важную сцену из «Июльского дождя». Там есть эпизод, когда героиня ходит по избирателям. И попадает к человеку, который оказывается сумасшедшим работником органов. - Проблемы с органами у вас были? - Меня пригласили туда однажды. Чтобы я съездил в Париж и попробовал уговорить писателя Виктора Некрасова вернуться. Я сказал: «Вряд ли это получится, надо знать этого человека». И почему я? Есть люди, которые к нему гораздо ближе. Я встречался потом с Некрасовым, но без чьего-либо ведома. «Если судить Сталина, то по законам того времени» - Ваше творчество охватывает фактически весь ХХ век. В незавершенном новом фильме «Невечерняя» вы показываете встречу Чехова и Толстого, в «Бесконечности» есть 1914 год, Оте-чественная война проходит красной нитью почти через все ваши фильмы. Наконец, в «Послесловии» - современная жизнь конца ХХ века. - Я не задумывался над этим. Ну да, получается так. У истории есть своя логика. Ничего случайного не бывает. Советская власть была наследием революции. Причем не Октябрьской, а Февральской. Россию погубила именно Февральская революция. А точнее, ее погубила Первая мировая война, в которую России не надо было влезать. И тогда бы ничего, что потом было, не произошло. - Одна из самых знаменитых сцен в советском кино - разговор сына с убитым отцом в «Заставе Ильича». Она родилась из внутреннего диалога с вашим отцом, репрессированным в 1937 году? - Да. Отец не вернулся. Я думаю, его сразу расстреляли. Он занимал высокую должность, был заместителем наркома внешней и внутренней торговли. Помню его очень хорошо, он был удивительный человек. - А как вы относитесь к разговорам о том, что Сталин был эффективным менеджером? - Сталин был сыном своего времени. По-другому вряд ли могло бы быть. Он был революционер и исповедовал эти кровавые законы. Это сложный разговор. У него действительно были враги. Были горячие головы из времен Гражданской войны, со всеми замашками того времени. В Кремль тогда ходили с оружием, с саблями, с маузерами! Был ли он эффективным менеджером - да, во многих отношениях был. Победой в войне мы очень многим обязаны ему. Хотя вначале, конечно, он довольно много про..ал, но потом пришел в себя... Я не могу его судить. Если судить, то по законам того времени, исходя из фактов того времени. Сейчас нам легко. Но мы и современность судить не можем! Я имею массу претензий к сегодняшнему дню. Но единственное, чему я рад, - что у нас нет майдана. Что в России ситуация стабильная. Хотя, я вам скажу, что когда-то в Москве подъезды не закрывались. Я мог, ничего не опасаясь, гулять ночью. Шел однажды на Пасху из Новодевичьего монастыря на проспект Мира через всю Москву. Сейчас это невозможно. Меня вот ограбили однажды в подъезде, отобрали бумажник и телефон, угрожали ножом... «Оттепель» - дело серьезное!» - Вы само воплощение поколения «оттепели». А одноименный сериал Валерия Тодоровского вы смотрели? - Мне это не близко. Съемочная группа там чем занимается? Они же там только трахаются бесконечно! Все было, да, и трахались. Но снимали же кино! И главное было это, а не то. «Оттепель» - дело серьезное. Там, правда, хорошо играет второго оператора актриса... - Яна Сексте. - Вот она - да, она оттуда. Все остальное - нет. - Что происходит с «Невечерней»? - Была пауза в 8 лет. Денег на съемки не было. Потом сценарий прочел Алишер Усманов. Он меня пригласил и выдал деньги на окончание картины. Мы многое сняли, но сейчас мне надо на четыре-пять дней съездить в Ялту и Севастополь - доснять некоторые кадры. Со мной же случилась беда - наклонился резко, произошел зажим нерва, в ноге адская боль, я не мог ходить, не то что куда-то ехать... - Какой из нереализованных замыслов вам дороже всего? - Нереализованных проектов у меня не так уж много. Разве что «Пушкин». Но мы не могли найти актера на главную роль. Лучшая проба была у Димы Харатьяна. Но это было все-таки приближение к роли, а не идеальное совпадение. Хотя он был очень пластичен... ЛИЧНОЕ ДЕЛО Марлен ХУЦИЕВ родился в Тифлисе 4 октября 1925 года. Отец, Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили), коммунист с дореволюционным стажем, погиб в годы репрессий. В 1952 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Прославился фильмом «Застава Ильича», вышедшим в 1965 году под названием «Мне двадцать лет» и ставшим одним из символов эпохи «оттепели». С 1978 по 2009 год преподавал во ВГИКе. В настоящее время работает над фильмом «Невечерняя». 5 лучших фильмов: ✓ «Весна на Заречной улице» ✓ «Два Федора» ✓ «Застава Ильича» ✓ «Июльский дождь» ✓ «Бесконечность»