На экраны вышел новый ужастик Гильермо дель Торо
Новинка от Гильермо дель Торо "Багровый пик" - идеальный пример того, как большие деньги делают большие деньги. Трудно вообразить, сколько миллионов потрачено на строительство настоящего готического замка, набитого привидениями, многоэтажными холлами, агонизирующими мухами и чанами кровавой каши - но легко себе представить, сколько любителей душераздирающего захотят на это посмотреть. "Багровый пик" - идеальный пример и того, как недоверие к выбранному жанру портит песню. Все причастные к фильму упорно открещиваются от желания сделать классический ужастик и настаивают на психологической мелодраме в обложке страшилки. Хотя на мелодраме замешены почти все страшилки: чистая героиня познает темную сторону мира и, победив в неравной борьбе, в нем разочаровывается. Отличие фильмов дель Торо - в гипертрофированной серьезности подхода, так его менее простодушные коллеги ставят Шекспира. Эта серьезность отличает его и от картин Тарантино, жонглирующих человеческими конечностями с весельем и отвагой. Сюжет дель Торо придумал сам: чистая героиня преследуема призраком родной мамы, которая просит ее беречься Багрового пика. Мама хочет добра, но вот вопрос: зачем ей, маме, пугать дочку длинными, как у спрута, щупальцами и зачем эта пляска дверных ручек, гуляющих сами по себе? А вот ответ: потому что смотрят зрители, а они пришли на ужастик, где щупальцы такие же необходимые аксессуары жанра, как и громовые удары "долби-сырраунд". И никаких романтических "женщин в белом" - ими сегодня не напугаешь и кролика. Потом явится пока живой папа, бизнесмен-пролетарий, которому не нравятся интеллектуалы-белоручки - в них есть что-то необъяснимо подозрительное. Папа - суровый мужлан, но озабоченно смотрится в зеркало: пора носить корсет. Потом нам объяснят, что он больше всего боялся стареть, но полноценный психологический портрет из столь несовместных черт сложиться не успеет: в момент бритья папу приложат головой о раковину, причем смачно, так что череп вдребезги, и в зале раздадутся первые женские вскрики. Похоронив отца, дочка выйдет за подозрительного интеллектуала-белоручку, тот увезет ее в Англию в свой готический замок, построенный специально для призраков. И там поползут, вперемежку с умирающими бабочками, из шкафов скелеты давних грехов. Дальше пошел бы спойлер, а его не надо - узнав, кто кого укокошит, зритель лишится последних резонов спешить к кинокассе. Дель Торо на ужастиках набил руку, обзавелся "Оскаром" и может считаться мастером жанра. Он скрупулезен в деталях, он перфекционист в соблюдении стиля, он задает тон в новейшем кино пугающего натурализма. У него есть свои стойкие привязанности: если его предшественники по жанру хоть иногда ломали персонажам кости, но в основном их беззлобно пугали без особого членовредительства, то мексиканский гений пристрастен к разрушению черепов и кожных покровов лица. В "Лабиринте Фавна" он бросал зрительниц в обморок зрелищем разрезаемых щек, в "Багровом пике" бьет кинжалом в лицо так, что "долби-сырраунд" мощно передает скрежет лицевых костей, и они захрустят, как яичная скорлупа у микрофона. Про размозженного папу я уже говорил. Дель Торо наработал славу, к нему идут хорошие и серьезные актеры. Изумившись грандиозной декорации, выстроенной честно и без компьютерных уловок, они понимают ответственность задачи и выкладываются без скидок на жанр. В роли юной чистой писательницы, которую мучают призраки, - Миа Васиковска, ее любовь - белоручку, но инженера по глине играет Том Хиддлстон. А держит фильм, мне кажется, его главная злодейка Джессика Честейн, в глазах которой читаются какие-то давние комплексы и затаенные душевные мучения. Станиславский вскричал бы "Не верю", если ему сказали бы, что эта дивная женщина, музицирующая на фортепьянах, на самом деле - исчадие ада, но, может быть, в координатах ужастика это и хорошо. Актеры здесь играют до полной гибели всерьез и в принципе выводят элегантно аляповатый фильм на некие психологические если не глубины, то высоты. И это еще раз подтверждает истину, с которой я начал: если вложить большие деньги, то максимальное число манков для зрителя фильму обеспечено. А все остальное - логика сценария, смысл послания, возможность хоть какого-нибудь саспенса и прочая мелочевка - уже неважно. Фильм в основном доброжелательно принят мировой прессой. Его и у нас уже назвали самым лучшим фильмом года. И если для меня он стал самым скучным фильмом года, то лишь потому, что жанр кровавого ужастика, как в музыке хэви метал или в спорте лошадиные скачки, специфичен и адресован сугубым любителям, а всем прочим там делать нечего.