Группа Uriah Heep погрузила слушателей в атмосферу 1970-х на концерте в Москве

МОСКВА, 16 октября. /Корр. ТАСС Георгий Перов/. Классические хард-роковые ходы, мощные гитарные риффы и виртуозные клавишные пассажи, помноженные на бешеную энергетику, дали ошеломляющий результат: концерт британской группы Uriah Heep стал знаковым в новейшей истории жанра. Выступление рок-легенды состоялось в четверг в столичном зале "Крокус Сити Холл". Уникальность события заключалась в том, что на этот раз вместе с основателем и бессменным лидером квинтета, гитаристом Миком Боксом на сцену вышли клавишник и гитарист Кен Хенсли, игравший в Uriah Heep с 1970-го по 1980 год, и ударник Ли Керслейк, который сотрудничал с группой с 1971-го по 1979-й и с 1981-го по 2007 годы. Все трое, наряду с покойными ныне вокалистом Дэвидом Байроном и басистом Гэри Тэйном, входили в "золотой" состав команды (1972-1974), к тому времени прочно закрепившейся в первом эшелоне мирового рока. В качестве открывающей музыканты выбрали "Gypsy" - первую композицию c дебютного альбома 1970 года, на протяжении многих лет, как правило, исполнявшуюся на бис. Сразу стало понятно, что целый день, проведенный в репетициях, прошел не зря: поражала филигранная сыгранность Бокса и Хенсли, лишь один-единственный раз - в 2001 году - выступавших вместе за последние 35 лет. "Спасибо. Добрый вечер", - поприветствовал собравшихся по-русски вокалист Берни Шоу. Затем, перейдя на родной язык, уроженец Канады пригласил слушателей поддержать группу аплодисментами, после чего прозвучал среднетемповый рок-номер "Stealin'" (1973), способный раскачать любую аудиторию. Его припев был моментально подхвачен всем залом. В то время как нынешний клавишник Uriah Heep Фил Лэнзон играл на современном синтезаторе, Хенсли "колдовал" за принесшим ему известность электроорганом "Хэммонд Б-3" - дорогим и редко встречающимся в наши дни инструментом, который по праву считается символом музыкальной культуры 1970-х. Что касается Керслейка, то он выступал в качестве перкуссиониста, добавляя штрихи в ритмический рисунок, который создавал восседавший за своей ударной установкой Расселл Гилбрук. Звуковую палитру обогащал хорошо зарекомендовавший себя новичок, басист Дэйви Риммер, пришедший в группу всего два года назад. Сомнения в жизнеспособности сформированного специально для московского концерта альянса окончательно развеялись, когда была сыграна довольно редко исполняемая песня "Circle of Hands" (1972) с потрясающим соло Хенсли на слайд-гитаре. Успех рок-команда закрепила эпической композицией "The Magician's Birthday" (1972). Импровизационное мастерство на этот раз продемонстрировали Бокс и Гилбрук, оставшиеся на каком-то этапе на сцене вдвоем. В результате Мик даже удостоился поклона Кена. Всеобщее ликование наступило, когда за барабаны, наконец, сел Керслейк, а на зал обрушились стальные аккорды "Bird of Prey" (1971). Продолжение последовало в виде хита "Look at Yourself" (1971), сопровождавшегося своего рода дуэлью между Ли и Расселлом. Настоящим подарком слушателям стала концептуальная сцепка из двух вещей 1972 года - "Paradise" и "The Spell". Место у микрофона теперь делили между собой Шоу и Хенсли, взявший к тому моменту в руки акустическую гитару. Увы, звукорежиссер не до конца просчитал все ходы, и часть вокальных партий слышна не была. Зато компенсацией стало еще одно бесподобное соло Кена на слайд-гитаре. Кульминация же наступила в тот момент, когда Хенсли заиграл на "Хэммонде" вступление к "July Morning" (1971) - одной из самых известных композиций в истории рока. Последним номером программы стала короткая, скоростная и энергичная песня "Easy Livin'" (1972), потонувшая в бесконечных овациях. Музыканты не могли не выйти на бис, и после короткой паузы они исполнили свой хит "Lady in Black" (1971), до сих пор регулярно звучащий в эфире многих радиостанций планеты. Он был с энтузиазмом поддержан аудиторией. После концерта многие из присутствовавших задавались вопросом: "А будет ли продолжение у этого на сто процентов оправдавшего себя проекта?" Его участники пока хранят на сей счет молчание, но в глаза бросаются тревожные симптомы: похоже, что напряженность в отношениях между Боксом и Хенсли никуда не делась. По крайней мере, общение Кена с остальными музыкантами вне сцены, за исключением, пожалуй, Керслейка, было сведено к минимуму, и в гостиницу он отправился в гордом одиночестве... История коллектива Группа Uriah Heep была основана в 1969 году. В то время Великобритания готовилась отметить 100-летие со дня смерти Чарльза Диккенса /1812-1870/, и имя великого писателя было у всех на слуху. В один прекрасный день менеджер практически никому не известной рок-команды Spice Джерри Брон пришел к своим подопечным и предложил им взять новое название - в честь отрицательного персонажа романа "Дэвид Копперфильд". Этот вариант был сходу единогласно отвергнут, но по иронии судьбы именно на нем в конечном счете остановились музыканты. Студийная дискография Uriah Heep включает 24 альбома, из которых 13 были записаны вместе с Хенсли, сочинившим практически весь материал либо единолично, либо в соавторстве с коллегами. Работы группы разошлись тиражом более 40 млн экземпляров. Общее число участников, в разные годы побывавших в ее рядах, превышает 20 человек. Uriah Heep стал первым западным коллективом мирового уровня, выступившим в Советском Союзе: в конце 1987 года он дал 10 исторических концертов в Москве, собравших в стенах спортивного комплекса "Олимпийский" в общей сложности 180 тысяч зрителей. Повторно группа посетила столицу лишь 9 лет спустя, совершив тогда же первое турне по стране. С тех пор ее гастроли здесь проходят на регулярной основе.