Дрессура и актерский талант. Какие животные были звездами советского кино

«Полосатый рейс» Фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1961 году, мгновенно стал лидером проката. В первый год его посмотрели более 45,8 млн зрителей. В эксцентричной комедии было все для неминуемого успеха: блестящий актерский состав, дикие животные и прекрасная дрессировщица тигров Маргарита Назарова, получившая после фильма всесоюзную славу. Как вспоминал Виктор Конецкий, один из авторов сценария, в основу сюжета легла реальная история, когда для цирка в Мурманске на пароходе везли трех медведей. Пассажиры и персонал судна пережили волнительные минуты, когда один из хищников выбрался из клетки и стал метаться по палубе. Эта история была несколько трансформировано, и в фильме вместо медведей зрители увидели тигров. Одним из «полосатых артистов» стал тигр Пурш. Его можно было назвать достаточно опытным актером - «Полосатый рейс» стал четвёртым фильмом, в котором ему довелось сниматься. Это был любимчик дрессировщицы, с которым она иногда даже появлялась на публике. Так в 1963 году она даже взяла его на новогодний праздник в гостиницу «Астория». По воспоминаниям близких Маргариты, хищника в тот вечер почивали говядиной, яичницей и молоком. Но как бы ласков не был тигр, Назаровой несколько раз приходилось обращаться за помощью к врачам. Как-то раз после общения с ним она получила тяжелую травму головы — разрыв височной артерии. Пурш умер в 1964 года от сахарного диабета. Маргарита Назарова очень тяжело переживала утрату питомца. «Белый Бим, черное ухо» Трогательная история дружбы писателя Ивана Ивановича и шотландского сеттера Бима покорила сердца миллионов зрителей не только в СССР, но и за рубежом. Лента, снятая в 1977 году по произведению Гавриила Троепольского, даже номинировалась на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Съемки картины проходили в Калуге. Роль Ивана Ивановича исполнил Вячеслав Тихонов, а Бима сыграли два английских сеттера Спёпка (Стив) и Денди. На съемочной площадке за работу с животными отвечал опытный эксперт-кинолог Виктор Константинович Сомов. В одном из интервью он признался, что работа над картиной была интересной, но непростой. Для многих сцен собак приходилось долго готовить. При этом, чтобы показать искренность чувств животного, сцены необходимо было снимать с первого дубля. Так, к примеру, было с моментом, когда у писателя случается сердечный приступ, а Бим выражает сочувствие больному хозяину. Виктор Константинович вспоминал, что Тихонову сперва пришлось завоевать любовь собаки. Для этого он гулял с ней, ходил на охоту. «Затем на короткое время их разлучили и Бима на охоту не брали. Теперь момент встречи Бима с Тихоновым должен был выплеснуть все его собачьи чувства. Съемка была ответственной. Сцену репетировали без Бима, и когда все было готово, впустили собаку. Как все получилось, вы видели на экране», - рассказал он. Стоит отметить, что во время съемок Степу подвело здоровье. Всеобщий любимец через несколько месяцев умер от сердечной недостаточности. «Пес Барбос и необычный кросс» Короткометражная комедия была снята режиссёром Леонидом Гайдаем в 1961 году на «Мосфильме». Роль Барбоса, из-за которого и начинается весь сыр бор, исполнил пес Брех. Вместе с ним на съемочной площадке работа его хозяин - дрессировщик Игорь Брейтщер. Позже актер Юрий Никулин вспоминал, что Брейтщер очень заботливо относился к своем питомцу, часами дрессировал, и все время придумывал новые методы дрессуры для цирка. «Брех работал отлично. Но иногда усложнял нашу жизнь», - говорил Никулин, вспоминая, как собака несколько раз заставляла переснимать момент, когда она с «динамитом» в зубах гонится за троицей. «На репетиции все проходило нормально. Мы вбегали в кадр один за другим, пробегали сто метров по дороге, и тут выпускали Бреха с «динамитом» в зубах. На съемках начались осложнения. Пробежим мы сто метров и вдруг слышим команду: - Стоп! Обратно! В чем дело? Оказывается, Брех вбежал в кадр и уронил «динамит». Возвращаемся. Занимаем исходную позицию. Во втором дубле, когда мы уже почти добежали до заветного поворота, снова команда в мегафон: - Остановитесь! Обратно! Оказывается, собака убежала в лес..» - вспоминал Никулин. «Ко мне, Мухтар!» Историю героического пса, ставшего прототипом Мухтара, советский писатель Израиль Меттер услышал в 1959 году в Музее ленинградского уголовного розыска. Там он увидел чучело собаки, которая 10 лет находилась на милицейской службе. За годы работы в правоохранительных органах пёс по кличке Султан принял участие в 5 000 операциях и помог обезвредить тысячу преступников. Героическая судьба Султана легла в основу повести «Мухтар», которая была опубликована в журнале «Новый мир» в 1960 году. В 1964 году повесть была экранирована. В съемках были задействованы несколько собак. Двух псов по кличке Урал и Байкал предоставило Министерство внутренних дел СССР. Третью собаку съёмочная команда «Мосфильма» приобрела по объявлению. Молодой пес оказался слишком неконтролируемым, поэтому его использовали в эпизодах, где нужно было подчеркнуть молодость животного. «Собачье сердце» 20 ноября 1988 года по Центральному телевидению был показан телефильм режиссёра Владимира Бортко, вышедший на киностудии «Ленфильм». Съемки фильма проходили в Ленинграде. На роль Шарика, которому по сюжету предстояло превратиться в Полиграфа Полиграфовича, претендовали 20 собак. В итоге выбор остановился на дворняге по кличке Карай. Этот неказистый пес до этого служил в полиции и на его счету было почти 40 задержаний. После съемок у Бортко Карая приглашали для участия еще в четырех лентах.

Дрессура и актерский талант. Какие животные были звездами советского кино
© АиФ Санкт-Петербург