Владимир Котт снимет приключенческий фильм о Челюскине и Беринге

Эту большую костюмно-приключенческую ленту после долгих споров решено назвать "Командир Полярной звезды". В ее основе спектакль "Созвездие Марии", поставленный по пьесе Владимира Федорова режиссером Андреем Борисовым и много лет идущий на сцене Русского драматического театра в Якутске. Несколько лет назад во время выступления Русского драмтеатра Якутии в Москве на "Золотой маске" эту выдающуюся постановку увидели кинопродюсеры Юрий Обухов и Алексей Рязанцев, влюбились в красивую северную историю и решили перенести ее на экран. Сюжет отчасти напоминает легендарную "Юнону и Авось", только здесь речь идет об отважных русских полярных исследователях XVIII века. Великая Северная экспедиция под руководством исследователя и мореплавателя Витуса Беринга продолжалась более десяти лет - с 1732 по 1743 год. На большом корабле плыл по рекам Лене и Енисею молодой отчаянный моряк Семен Челюскин. Родился он в Белевском уезде Тульской губернии, совсем юным отправился в Санкт-Петербург, выучился на мореплавателя и стал знаменитым полярным исследователем. Челюскин - один из главных героев сначала спектакля, а теперь и фильма. В кино его играет Никита Ефремов. Прекрасную Марию, в которую Семен Челюскин влюбился с первого взгляда, искали долго. В честном соревновании кастинг выиграла 25-детняя Дана Абызова из прославленной труппы МДТ - театра Европы под руководством Льва Додина. Именно в ней оказалось то самое редкое сочетание скромной обаятельной женственности и отчаянной смелости, способности к неожиданным поступкам, которое присуще ее невыдуманной героине. Исторический прототип Марии на самом деле звали Татьяной Прончищевой. Имя этой девушки в 1913 году было увековечено в названии мыса и в картах значилось как "М. Прончищевой", отчего и появилась версия, что она была Марией. Сохранилась легенда о том, как Мария-Татьяна тайком проникла на корабль, чтобы быть рядом с возлюбленным и будущим своим мужем Василием Прончищевым, выпускником петербургской Навигацкой школы. Он начинал свой путь гардемарином, стал военным моряком, а потом командором дубель-шлюпа "Якутск". В роли Василия мы увидим Леонида Бичевина. Столбовая дворянка последовала за любимым на край света, не испугавшись тягот трудного путешествия, вечной мерзлоты и полярной ночи. Так она стала первой женщиной - участницей арктической экспедиции и получила на это согласие самого Витуса Беринга, которого покорила ее смелость и преданность мужу. Прославленного моряка Беринга играет Валерий Баринов. Главный отрицательный персонаж фильма - коварный боцман - достался Александру Самойленко. Любовный треугольник Прончищев-Челюскин-Мария будет основным драматургическим узлом картины, но главная ее цель - передать дух отваги, страсти к исследованиям и путешествиям, которым одержимы все герои будущего фильма. Специально для съемок еще в начале осени на берегу Лены во всех деталях была воссоздана историческая дубель-шлюпка "Якутск", которая сохранится и после окончания фильма, чтобы стать достопримечательностью города. Прибытие Семена Челюскина на причал снимали 1 сентября недалеко от речного порта. Массовку из двухсот человек собрали легко: якутяне с большим энтузиазмом приняли съемки фильма о Ленско-Енисейском отряде покорителей Севера - всем было интересно поучаствовать в патриотической саге о якутской земле. В массовых сценах с готовностью снялись и артисты Русского драмтеатра им. А.С. Пушкина, а в крошечной роли ямщика появится его директор - Александр Лобанов. Режиссера любовно-патриотической саги нашли не сразу. Были разные варианты, окончательный выбор удивил - признанный мастер непростого авторского кинематографа для продвинутой аудитории Владимир Котт теперь увлеченно работает над картиной, которая по идее должна стать общедоступным, во многом развлекательным зрелищем. На вопрос, каким, по его мнению, должен быть масштабный коммерческий фильм, который может привлечь огромное число зрителей и при этом достойно выглядеть в глазах профессионалов, Владимир Котт ответил: - Прежде всего, быть нефальшивым и качественным. Это главное. Нужны какие-то особые умения, чтобы сделать большое зрительское кино? Владимир Котт: Мне кажется, помимо обязательных профессиональных навыков, нужно определенное чувство юмора. Чтобы не мучиться, создавая фильм, а веселиться, по-хорошему хулиганить, получать радость от самого процесса творчества. Тяжелое авторское кино о многочисленных проблемах нашей жизни и снимается тяжело. В какой-то момент мне стало тесно в рамках такого кинематографа и захотелось выйти "на простор речной волны" - к самому широкому зрителю. Сделать настоящий приключенческий фильм, чтобы в нем увлекала романтика приключений. Это прекрасный, чистый жанр - то, что мы любим в таких фильмах, как "Два капитана" или "Пираты Карибского моря". Плывет "Черная жемчужина", полощутся на ветру паруса - и ты испытываешь восторг. Хочется вот такого кино! Чтобы его с удовольствием посмотрели и мой 13-летний сын с товарищами и все зрители, которым хочется ярких впечатлений и захватывающих приключений. Поймать и передать ощущение счастья, которое испытывают настоящие смельчаки и путешественники, когда людям не сидится на месте, они хотят куда-то двигаться, быть первооткрывателями. И, конечно, это должен быть очень красивый фильм. Когда вместе с оператором Андреем Капрановым мы плыли по Лене, чтобы увидеть места, открытые нашими героями, дух захватывало от невероятной природы, ее мощи и величия. Чем запомнились съемки в Якутии? Владимир Котт: Якутия - удивительная! Я побывал в этой части нашей огромной страны впервые, впечатления потрясающие. Здесь нет железной дороги и живет всего миллион человек. Думаю, что тут обитают счастливые люди - столько здесь земли, простора, свободы. В этом есть какая-то особая гордость и независимость. Кроме Якутии, съемки картины пройдут в Москве и Санкт-Петербурге. По замыслу продюсеров, премьера состоится в рамках будущего IV Международного Якутского кинофестиваля, а на широкие экраны фильм выйдет ровно через год - ко Дню народного единства 4 ноября 2016 года.

Владимир Котт снимет приключенческий фильм о Челюскине и Беринге
© Российская Газета