Кризис ударил по российскому кино

В 2015 году количество зрителей, посмотревших российские фильмы, по сравнению с 2014 годом сократилось: 26 млн человек вместо 34 млн. в прошлом году. Общие кассовые сборы российских картин также уменьшились почти на 30% — разница составила 1,8 млрд рублей (6 млрд против прошлогодних 7,8 млрд рублей). При этом картин в 2015 году было выпущено в 1,5 раза больше — 133 в сравнении с 89, вышедшими в прокат в 2014 году. Доля российского кино в прокате 2015 года осталась неизменной и составляет 18% от общей посещаемости кинотеатров. А доля от совокупных кассовых сборов незначительно снизилось — с 17,1% до 16,8%. Об этом свидетельствуют данные ЕАИС (по состоянию на 17 ноября). Самыми успешными российскими релизами 2015 года стали анимационная сказка «Три богатыря. Ход конем», который заработал в прокате почти миллиард рублей (976 млн рублей, 4 млн зрителей), военно-историческая драма «Батальонъ» (более 451 млн рублей, 1,9 млн зрителей), «Духless 2» (более 445 млн рублей, 1,6 млн зрителей), «Битва за Севастополь» (более 401 млн рублей, 1,7 млн зрителей) и комедия «8 новых свиданий» (более 393 млн рублей, 1,5 млн зрителей). Представители российской киноиндустрии, опрошенные «Известиями», назвали снижение сборов отечественного кино и количества зрителей закономерным. Продюсер и режиссер Алексей Петрухин считает, что на киноидустрию таким образом среагировала на общемировую экономическую ситуацию. — Зрителей в кинотеатрах стало меньше — и потому, что люди стали меньше тратить на кино, и потому, что из-за проблем многим не до фильмов. Но есть и другая причина: несмотря на увеличение количества российских картин, качество многих из них пока не улучшилось. Хорошо, что российских фильмов снимают больше, но не все из них подходят для широкого проката. В прошедшем году не было релизов, которые привлекли внимание зрителя. Еще одна причина — у нас до сих пор не хватает экранов: в России постоянно ходят в кино всего 4 млн человек. Это очень мало. Поэтому Минкультуры и хочет сейчас поддерживать не только производство, но и показчиков. И если в 2016 году, который объявлен Годом кино, удастся открыть в городах с населением в 200-300 тыс. еще 500-700 экранов, то поток зрителей заметно увеличится. Кроме того, в 2016 году выйдет несколько сильных многообещающих картин — «Экипаж», «Викинг», «Ледокол», «Вий-2: Путешествие в Китай», способных собрать по миллиарду в прокате, — отметил Петрухин. По мнению главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, российское кино не смогло показать высоких результатов из-за отсутствия фильмов-событий. — Сегодня зритель в широком прокате смотрит только фильмы-события. А в 2015 году в нашей киноиндустрии события создать не удалось. У нас фильмы-события создают только три продюсера: Константин Эрнст, Леонид Верещагин и Тимур Бекмамбетов, но двое первых в этом году «дремали», и у них фильмы-события выйдут в 2016. Событием можно считать только мультик «Три богатыря. Ход конем», который собрал чуть ли не 30% от общих сборов всех российских релизов. Дети — основные инвесторы в русское кино, — отметил Дондурей. Судя по кассовым сборам зарубежных фильмов в России, дети являются основными инвесторами не только русского кино. Лидерами российского проката в 2015 году (по данным на 20 ноября) являются «Миньоны», заработавшие 1,6 млрд рублей (количество зрителей — 7,3 млн). Высоких показателей удалось достичь также картинам «Мстители: Эра Альтрона» (1,4 млрд рублей, 5,1 млн зрителей), «Форсаж 7» (1,4 млрд рублей, 5,3 млн зрителей), «Мир Юрского периода» (1,2 млрд, 4,4 млн зрителей), «Марсианин» (более 1 млрд, 3,7 млн зрителей). В топ-10 самых успешных релизов вошла только одна отечественная лента — «Три богатыря. Ход конем», занявшая восьмую строчку. В 2014 году в десятку лидеров вошел отечественный блокбастер «Вий», занявший 6 место в общем рейтинге и заработавший 1,2 млрд рублей. Это рекордная сумма для отечественной картины.

Кризис ударил по российскому кино
© Известия