Войти в почту

Триллер Дени Вильнева оказался одним из лучших фильмов последних лет

Оперативник ФБР из штата Аризона - хладнокровная и хорошо обученная Кейт Мейси - отлично зарекомендовала себя на "убойных" заданиях. Девушку не берут пули, она метко стреляет, быстро думает, может похвастаться железными нервами - и вполне закономерно получает повышение. Цель - пересечь южную границу США и поставить на место вконец распоясавшийся мексиканский наркокартель. Правда, американские законы - святая святых для Мейси - по ту сторону уже не работают. Представьте себе "мексиканскую" линию культового телесериала "Во все тяжкие" и умножьте сопутствовавший ей саспенс на два. Примерно так "Убийцу" можно описать одним предложением. Создателю нашумевших "Пленниц" и "Пожаров" Дени Вильневу удалось сгустить краски ровно настолько, чтобы происходящее на экране не превращалось в банальную "чернуху", и пропустить сквозь абсолютный мрак мощный электрический разряд. При этом канадец намеренно отказывается от проверенных временем, но топорных методов. Брутального натурализма пыток и расстрелов ждать не стоит, а вот штрихов, намеков и нюансов, от которых кровь стынет в жилах, тут хоть отбавляй. На нужный лад настраивают уже зловещие вступительные титры - информативная заметка о происхождении слова "сикарио" (так в Центральной Америке называют наемных убийц). В лучшие моменты криминальная столица Мексики - Сьюдад-Хуарес, штат Чиуауа - превращается в своего рода босхианское полотно, земной филиал ада. Камера великого Роджера Дикинса ("Старикам тут не место", "Железная хватка" и еще десяток картин братьев Коэн) взмывает ввысь - нам показывают нагромождения ветхих домиков и зубастые расселины в скалах. Ныряет вниз - и вот на экране недобрые взгляды, изуродованные наколками смуглые руки, искалеченные тела замученных до смерти людей, танцы раскаленной жарким солнцем пыли, дышащие сыростью тоннели контрабандистов. За кадром - схематичная гнетущая музыка на мотив учащенного сердцебиения, в кадре - изобилующая жаргонизмами и руганью испанская речь (ее наши прокатчики догадались не дублировать). Периодически Sicario вообще перестает быть триллером и становится этаким криминальным хоррором. По-настоящему страшным. Впрочем, то, что "на бумаге" кажется жанровым остросюжетным кино - пусть и виртуозно поставленным, и здорово снятым - таковым является лишь отчасти. Режиссер и его соратники охотно забредают на смежные территории. Надолго там не задерживаются, однако и кратковременных визитов хватает, чтобы украсить и без того замечательную ленту. В наличии параллельная линия откуда-то из семейной драмы (с мексиканской стороны границы мальчишек на футбол водят, в основном, мамы; догадайтесь, где отцы), зарисовки в духе производственного кино (как еще назвать остроумно преподнесенные полицейские "летучки"?) и старомодного - при этом чертовски стильного - боевика. Есть и вполне конкретно расставленные политические акценты, "благодаря" которым Голливуд - за исключением студии Lionsgate - отказался продюсировать ленту. Чего нет - так это клише и банальностей. В тех эпизодах, когда "Убийца", кажется, вот-вот встанет на проторенную тысячей других сценаристов тропу, ее авторы лихо, бескомпромиссно и в чем-то даже издевательски отправляют сюжет в очередной крутой поворот. Дело доходит до того, что ближе к последней трети повествования Вильнев и компания изящным финтом делают одного из вспомогательных персонажей главным. И это вовсе не кажется притянутым за уши аттракционом а-ля М. Найт Шьямалан. Добавим циничный юмор (за него отвечает как всегда великолепный Джош Бролин), убедительную игру Эмили Блант (наивную и добропорядочную героиню этой замечательной актрисы обстоятельства перемалывают с особенной жестокостью), монструозного Бенисио дель Торо - то ли беспринципного спецагента, то ли головореза с принципами - и вот он, рецепт одного из лучших фильмов последних лет. Пожалуй, теперь идея доверить автору "Сикарио" сиквел "Бегущего по лезвию" не кажется столь абсурдной.

Триллер Дени Вильнева оказался одним из лучших фильмов последних лет
© Российская Газета