Пока в российский прокат не вышли «Звездные войны», в нем безраздельно царствует «В сердце моря» — вдохновленный «Моби Диком» эпос Рона Ховарда о китобоях, терпящих кораблекрушение посреди Атлантики. Ховард, один из самых заслуженных голливудских режиссеров, снявший среди прочего «Игры разума», «Гонку» и «Аполлон 13», рассказал «Ленте.ру» о своем страхе моря, важности чтения рецензий и о том, когда он наконец снимет в кино собственную дочь Брайс Даллас Ховард. В последнее время вышло несколько достойных картин о дрейфующих в океане людях — от «Жизни Пи» до «Не угаснет надежда». Вы ими вдохновлялись? Я, конечно, их смотрел и пришел в полный восторг. Но в вопросах выживания куда большему меня научил человек по имени Стив Каллахан — он написал книгу о том, как дрейфовал в открытом море целых 96 дней. Он был у нас техническим консультантом и рассказал, что чувствует человек в океане без надежды на спасение. Вообще мне хотелось снять драму о выживании, которая бы выглядела современно. С одной стороны, «В сердце моря» — довольно олдскульный эпос, снятый вполне классическим образом, а с другой — это камерная история, полная деталей и персонажей. Еще важно, что это кино не только о физическом выживании, но и о душевном. Даже через много лет после происшествия с кораблем «Эссекс» герой Брендана Глисона страдает от своеобразного посттравматического синдрома. Он даже своей жене не рассказывает о том, что случилось, когда на корабль напал гигантский кит. В фильме есть важный момент, когда герой Криса Хемсворта готовится поразить кита гарпуном, но в последний момент ловит взгляд животного и меняет решение. Вы, конечно, оставили аудитории возможность для интерпретации, но как сами думаете — что он там, в китовьем глазу, увидел? Мне кажется, он просто осознал, что эта битва абсолютно бессмысленна. Им нечего было доказывать, незачем было убивать этого кита, в этом не было ничего, кроме гордости и уязвленного самолюбия. Меня на эту сцену вдохновил фрагмент из одной документалки о природе, где друг другу противостояли два огромных самца гориллы. Они ходили кругами, потом ненадолго сцепились и снова разошлись по своим углам. Затем снова сошлись, принялись опять нарезать круги и испепелять друг друга убийственным взглядом. Закончилось это тем, что они без видимых причин просто повернулись в разные стороны и пошли по своим делам. Им больше не надо было драться. Так же и тут: убийство кита ничего не дало бы Чейсу и его парням, кроме отмщения. А им совсем не до того — самим бы дуба не дать. Наверное, вы заинтересовались «В сердце моря» потому, что росли на приключенческих фильмах о моряках? Как любой ребенок моего поколения, я видел много пиратских картин с Эрролом Флинном, но, честно говоря, в детстве они меня оставляли равнодушным. Интерес появился скорее благодаря прочитанным когда-то книгам: это и Джозеф Конрад с «Сердцем тьмы», и Хемингуэй со «Стариком и морем», и Мелвилл с его «Моби Диком». Вообще я не очень люблю океан. Мне пришлось много работать, чтобы побороть эту фобию: я, например, нырял с аквалангом, когда готовился к подводным съемкам во «Всплеске» и «Коконе» еще в 1980-х. В итоге этот страх перед огромной синей бездной превратился просто в чувство дискомфорта. Мне нравится смотреть на море, нравится находиться на берегу, но в воду без острой необходимости меня не затащишь. А почему? Потому что никогда не знаешь, с чем придется столкнуться? Позанимавшись дайвингом, я понял, что далеко не весь океан кишит акулами (смеется). К тому же если вы плаваете в открытом море, акулы в вас не очень-то заинтересованы. Люди для них какие-то большие, странные и дурацкие. Они готовы на нас нападать только когда мы плаваем на доске, потому что снизу мы для них похожи на морских котиков. Так что нет — не акулы меня страшат, а скорее нескончаемая пустота и беспросветное одиночество, а еще постоянный страх, что в любой момент налетит шторм и оставит от моей лодки одни щепки. Эта перспектива пугает даже опытных моряков, что уж говорить обо мне. Крис Хемсворт сказал, что вы часто читаете рецензии и извлекаете из них много полезной информации. Далеко не все режиссеры верят критикам. Речь просто об осведомленности. Я не хочу быть в «мыльном пузыре» и видеть только голубое небо сквозь розовые очки. Мне необходимо, чтобы кто-то раскрывал мне глаза на то, что я делаю. Я не художник, который нарисовал картину и ищет для нее одного-единственного покупателя. Я апеллирую к большому количеству людей, и в этом деле важно расти над собой и делать работу над ошибками. Если бы я просто почивал на лаврах, будучи абсолютно уверенным в своей исключительности, мне было бы трудно прогрессировать. Да, правда часто бывает неудобной, но общественное мнение — лучший учитель. Это ваш второй подряд фильм с Хемсвортом. Что в нем особенного? Крис по-настоящему заинтересован в том, чтобы выходить за пределы собственной зоны комфорта. Он очень много привнес в образ Джеймса Ханта в «Гонке», по-настоящему раскрыл персонажа. Когда работаешь с кем-то во второй раз, это облегчает жизнь: вы уже прошли через ту фазу, когда учитесь понимать друг друга. Я вам скажу больше — я бы даже не знал об этом фильме, если бы Крис не принес мне сценарий после того, как мы закончили «Гонку». Разумеется, принес он его, намекая, чтобы я взял его на главную роль (смеется). Но у меня не было с этим проблем, потому что я прочел в интернете все, что нашел про его героя Оуэна Чейса, и убедился, что Крис идеально подходит на эту роль. Вам вообще удалось собрать отличный актерский состав. Неужели они все проходили пробы? Нет, далеко не все. Из основных актеров постараться пришлось разве что Бену Уокеру, а остальных даже прослушивать не надо было. Я страшно обрадовался, когда к нам присоединился Киллиан Мерфи, я большой его фанат. Не думал даже, что он заинтересуется, но он впечатлился сценарием и осчастливил меня своим согласием. Тому Холланду тоже не пришлось проходить пробы, хоть он совсем молодой и тогда еще не был новым Человеком-Пауком. Он провел много времени в воде в фильме «Невозможное» и на эту роль подходил как нельзя лучше. С ним я просто поговорил по телефону — вот и весь кастинг. В основном переговоры со всеми актерами сводились к тому, что я уточнял, готовы ли они пойти на жертвы ради фильма. Почти всем им надо было сначала подкачаться, набрать форму, а потом сильно похудеть, играя голодающих и дрейфующих в океане китобоев. Так что мне было важно знать, что они понимают, на что подписываются. Как получилось, что вы до сих пор не сняли фильм со своей дочерью Брайс Даллас Ховард в главной роли? Да, это досадное упущение, которое надо срочно исправить! Я очень хочу с ней поработать, но пока не было возможности. А вообще она не единственная, с кем мне так и не удалось пересечься на съемочной площадке. Я уже столько лет всем этим занимаюсь, а ни разу так и не поработал с Джеком Николсоном, Мерил Стрип, Дастином Хоффманом, Аль Пачино. Ну, куда это годится? К тому же в Голливуде полно и молодых актеров, которых я мечтаю заполучить к себе в кино. Я в восторге от того, что делают Джейк Джилленхол, Райан Гослинг, Руни Мара. И я ни разу не работал с Кейт Уинслет. Надеюсь, когда-нибудь я их всех соберу в одном фильме и убью много зайцев сразу. Мечты, мечты...