В Софии впервые исполнялась Рождественская оратория митрополита Илариона
В Софии завершилось первое в Болгарии исполнение "Рождественской оратории" митрополита Волоколамского Илариона. В национальный театр оперы и балета по этому случаю пришел глава патриарх Неофит. Митрополит Иларион попросил главу Болгарской церкви считать этот концерт подарком Патриарху. "Я очень доволен тем, как прошел концерт, - сказал корреспонденту "РГ" владыка Иларион. - Все замечательно выстроено и прекрасно исполнительски воплощено. Мне очень понравилось включение детей в исполнение оратории". Патриарх Болгарский Неофит - настоящий знаток музыки, его кандидатская была посвящена русскому церковному пению, и когда-то он получал золотой камертон из рук патриарха Московского Пимена. Исполнение "Рождественской оратории" было погружено в один чрезвычайно важный для двух церквей и двух стран контекст. Буквально в день концерта, когда праздновался большой церковный праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы, состоялось заседание совместной комиссии двух Церквей, посвященной канонизации архиепископа Серафима Соболева. "Мы изучили жизнь святителя и пришли к выводу, что препятствий к канонизации нет", - сообщил собравшимся перед концертом митрополит Иларион. Теперь дело поступит на рассмотрение Синодов, и вполне возможно, у России и Болгарии появится один общий святой. Владыка Серафим Соболев служил в Русской церкви, но, оказавшись в эмиграции, всю жизнь провел в Болгарии, и еще до канонизации стал почитаем здесь. Самая разнообразная публика собралась вечером на концерт - от знатных господ со статью и выправкой до офицеров в орденах и милых женщин в беретах, впрочем, кажется, искушенных слушателей. Оратория была исполнена оркестром и хором Софийской оперы и балета (дирижеры - Велизар Генчев и Адриан Благоев), к ним добавился детский хор. Прекрасные голоса (солисты Антония Иванова, Цветана Бандаловска, Атанас Младенов, Ангел Христов, Хрисимир Дамянов) любимых солистов помогли великолепно передать всю тонкость музыкальных и певческих решений Оратории. "Песнь Рахили" и "Ныне отпущаещи" заканчивались аплодисментами. В ораторию включено много евангельских текстов и молитв. Верующие люди очень ревностно относятся к светскому звучанию таких необычных произведений. Но софийская концертная премьера подтвердила, что тонкие материи искусства не приговорены к спору с религией. Новые музыкальные решения молитвенных песнопений словно задали больший объем, полноту и значимость внутреннему опыту веры.