Войти в почту

Прогулка по кинотеатрам середины прошлого столетия

На очереди секция «Кино» и мы приглашаем вас на прогулку по ленинградским кинотеатрам середины прошлого столетия. XX век по праву можно назвать золотым веком кинематографа. Когда индустрия только зарождалась, первые фильмы показывали на ярмарках, фестивалях и праздниках. Не было удобных мест, оборудованных залов. Зрителям предлагали ненадолго взглянуть на волшебный экран, где двигались картинки. Но и устройство самых первых кинотеатров в корне отличалось от того, что привыкли видеть мы сегодня. Основным источником света в кинопроекторах были не электрические лампы (они появились позднее), а эфирно-кислородные горелки. Для зрителя той эпохи неоценимой принадлежностью кинозала были потрескивание лампы, живой желтоватый неравномерный луч проектора, а также легкий будоражащий запах эфира. Кроме того, эти лампы быстро нагревались, так что в кинозале была соответствующая температура. Видимо по этой причине, один из первых кинотеатров в Москве назывался «Вулкан», нам может показаться это необычным сейчас, а удивить подобной ассоциацией в ту пору зрителя было невозможно. Верхнюю одежду во время просмотра оставляли на себе, лишь просили дам снимать шляпы – чтобы зрители с задних рядов могли следить за происходящим. До 1910 года историки кино выделяют период так называемого «длинного зала»: помещения были очень вместительны и открывали свои двери для всех желающих. В мемуарах той эпохи часто можно найти сравнения театра и кино, и неоспоримой непринужденности, лёгкости последнего – если в театр собирались заранее, покупали билеты, одевали лучшие платья, то поход в кино было диаметрально противоположным. Кинотеатры в то время были местом, где можно было встретить людей любого слоя и класса. «Пройдитесь вечером по улицам столиц, больших губернских городов, уездных городишек, больших сел и посадов, и везде на улицах с одиноко мерцающими керосиновыми фонарями вы встретите одно и то же: вход, освещённый фонариками, и у входа толпу ждущих очереди — кинематограф... Загляните в зрительную залу, вас поразит состав публики: здесь все — студенты и жандармы, писатели и проститутки, офицеры и курсистки, всякого рода интеллигенты в очках, с бородкой, и рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники, словом, — все...» Интересно, что публику пускали в зал необязательно к началу сеанса. Зрители могли прийти на середину одной ленты или даже к концу и остаться на следующий фильм. Вскоре на смену «длинному залу» приходит концепция «короткого зала». Скамьи в кинотеатрах начинают заменять на венские стулья, обычные занавески на роскошные гобелены, обустраивают и украшают фойе. После 1910 г. в Петербурге работают несколько кинотеатров, самые интересные расположены в центре города: Кинотеатр Аквариум. Адрес: Невский проспект 81. Владельцы кинотеатра обещают зрителям удобные места, роскошные интерьеры. А также много электрического света и хорошую вентиляцию. В репертуаре: трагедии, комедии, фарсы, феерии, иллюзии. Дирекция стремится дать широкие программы и меняет их еженедельно. «Сатурн». Адрес: Невский проспект, 67. Большое количество мест, 3 зрительных зала с отдельным репертуаром, обширное фойе, буфет и угощения. Кроме самого кино, зрителей приглашали провести время в зимнем саду, послушать ежедневные выступления симфонического оркестра. Дирекция особое внимание уделяла оборудованию – «собственный, постоянный электрически свет», т.к. в те времена ходили суждения о том, что мерцание лампы негативно отражается на остроте зрения. И по сей день в Петербурге приглашают зрителей кинотеатры с богатой историей – это Аврора и Родина. Кинотеатр «Аврора» был открыт в 1913 году напротив Аничкова дворца и назывался «Пикадилли». «Пикадилли» стал одним из самых крупных кинотеатров города, был рассчитан на 800 зрителей. В 1932 году по просьбе горожан кинотеатр переименовали в «Аврору». Тогда же и изменяют внутреннюю планировку, увеличивают количество залов. Примечательно то, что деятельность «Авроры» практически не прекращалась и в годы войны, несмотря на то, что показы, порой, приходилось прерывать из-за обстрела. «Аврора» по праву считался любимым кинотеатром горожан, был местом где петербуржцы могли познакомиться с «Золотым Голливудом» и классикой европейского кино. «Родина». В 1917 в здании бывшего Петроградского губернского Кредитного общества открывается синематограф «Splendid Palace» («Блестящий Дворец»), названный за пышность убранства, который становится самым модным кинозалом Петербурга. В эпоху немного кино здесь играл молодой Шостакович, выполняя работу тапёра, озвучивая фильмы своей непревзойденной игрой. В этом кинотеатре состоялась важная премьера «Уплотнение» - первый советского художественного фильма, снятый по сценарию Луначарского. С 1924 года и до окончания Великой Отечественной Войны название кинотеатра звучало как «Рот-Фронт», в знак солидарности с немецким рабочим классом. С 1937 года по Указу Президиума Верховного Совета СССР кинотеатр «Рот-Фронт» получил статус первого в стране Детского кинотеатра. Во время блокады здесь устраивали новогодние утренники. После 1945 года и Победы в Великой Отечественной войне, кинотеатр получил новое имя - «Родина». Выкладывайте фотографии ваших культурных реликвий того времени и занимательные истории о них. Не забывайте ставить хештеги #Мояреликвия и #Культура70.

Прогулка по кинотеатрам середины прошлого столетия
© Комсомольская правда