Пейзаж перед Годом кино
В канун Года кино российское кино не попало в номинанты "Оскара". В 2014-м с "Левиафаном" оно оказалось в пятерке сильнейших в мире, а теперь "Солнечный удар" сошел с дистанции на первом же этапе. По этому поводу было много язвительных комментариев. Справедливо пишут о назревшей перезагрузке нашего "оскаровского" комитета, состав которого почему-то засекречен. Он все пытается "угадать" вкусы американских академиков и регулярно попадает пальцем в небо. Хотя профессиональный анализ достижений года - не игра в "угадайку", а ясная система эстетических критериев. И по этой системе нашего "выдвиженца"-2015 трудно отнести к успехам не только нашего кино, но и маститого автора картины. Это подтверждают и мнения большинства критиков, и "голосование" зрителей, из 21 миллиона затраченных долларов вернувших в кассы чуть больше полутора. Разумеется, работа комитета нуждается в реформировании. В большей открытости и прозрачности. В освобождении от подковерных игр и в обретении чувства достоинства. Но стоит ли так нервно относиться к "оскаровской" гонке? В девятке потенциальных номинантов категории "Лучший фильм на иностранном языке" в этом году нет большинства ведущих кинематографий. Нет Италии с ее шедевром "Молодость", нет Швеции с еще одним шедевром - "Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии", зато есть мало кем виденные фильмы из Иордании, Колумбии или Ирландии. Но никто не говорит о "провале" выдающихся картин Соррентино или Андерссона, и никаких трагедий по этому поводу в "пролетевших" странах не наблюдается. Как и подозрений в политических мотивах выбора американских академиков. Никаких скандалов. Только у нас. А между тем... "Мы и не знали, что у нас снимают такое хорошее кино!" - лейтмотив зрительских откликов на фестиваль российских фильмов, который ежегодно проводит "РГ" в интернете. И это святая правда: кино снимают - никто его не видит. Между тем в этой зоне невидимости уже формируется "новая волна" авторов, и уже предлагает кино столь самобытное и разнообразное, что, пожалуй, опережает многие европейские кинематографии. Много молодых с, естественно, им присущим оптимизмом - в кино стало больше воздуха и света. Не каждый год дарит миру такие фильмы, как "Ангелы революции" Алексея Федорченко - режиссер был увенчан в Риме призом "Марк Аврелий будущего" за весомый вклад в киноязык. К лучшим российским комедиям многие относят такие разные картины, как "Про любовь" Анны Меликян и "Страна ОЗ" Василия Сигарева. Наше юношеское кино обогатилось новыми Ромео и Джульеттой в фильме Андрея Зайцева "14+". Взрывоопасные социальные процессы анализируются в картинах "Побег из Москвабада" Дарьи Полторацкой и "No comment" Артема Темникова - серьезно и бесстрашно, без поправок на дебют. Фору "Выжившему" с Леонардо Ди Каприо, на мой взгляд, дает еще один дебют - "Находка" Виктора Демента с незабываемым Алексеем Гуськовым в главной роли. По фабуле это тоже "драма выживания", но с полным переосмыслением всего жизненного опыта героя. (Первую картину увидят все, вторую - почти никто. Такова практика нашего проката, но это особая тема). Сразу два умных фильма предлагает один из классиков нашего кино Александр Прошкин: драму "Райские кущи" по "Утиной охоте" Вампилова и социальную комедию "Охрана". Фантасмагорию "Орлеан" снял Андрей Прошкин. Фильм Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр" на материале конца 30-х годов можно считать актуальным предупреждением нам, снова дышащим предвоенным угаром. Еще один урок истории дает "Франкофония" Александра Сокурова. Хлесткий удар по "министерству правды", роль которого исполняет современное ТВ, наносит Владимир Хотиненко в "Наследниках". Талантливо придуман фильм Алексея Германа-мл. "Под электрическими облаками". Примечательный ракурс получила военно-патриотическая тема в "Битве за Севастополь" Сергея Мокрицкого - оказывается, можно быть патриотами, не забывая уважать другие народы и нации. Что приятно: вдруг вернулось "актерское кино", а с ним повысились и шансы на успех у зрителей. Бенефисным оказался год для Инны Чуриковой, Розы Хайруллиной, Ксении Раппопорт, Юлии Пересильд, Чулпан Хаматовой, Яны Трояновой, Елены Лядовой, Алексея Гуськова, Евгения Цыганова, Евгения Миронова, Гоши Куценко, Виктора Сухорукова, новобранца Олега Ягодина... И что совсем приятно: инициативу в новом кино успешно перехватывают режиссеры-женщины. Вовсе не настаивая на особом "дамском кино", они предлагают свой ракурс взгляда на мир и занимают в киноиндустрии все более заметные позиции. В кинорепертуаре по-прежнему много прорех. И полная беда с кино для детей и юношества. Все то, что у нас пытаются выдать за таковое, на самом деле снабжено возрастным ограничением 16+. Зато реально детским картинам, как правило, отказывают в государственной поддержке, они не выдерживают никаких питчингов - потому что и "эксперты" и прокатчики пекутся о мгновенной коммерческой отдаче. И крайне мало думают о реальной ценности посева, который может сделать только детское кино - он даст урожай далеко не сразу, но это всходы будущего России. И все же настаиваю: нет ни малейшего повода комплексовать. Не каждая крупная кинематография Европы может сегодня выдвинуть столько перспективных, оригинальных, активно работающих талантов. Задача - не мешать им, не пытаться выстругать из свободно растущей зелени до скуки отрегулированный садик. Дать им дорогу на съемочные площадки и на экран. И тогда вопрос о том, что кино вроде бы есть, а "Оскаров" все нет, - отпадет сам собой. Топ-десятка российских фильмов "Про любовь" (Анна Меликян) "Ангелы революции" (Алексей Федорченко) "14 +" (Андрей Зайцев) "Милый Ханс, дорогой Петр" (Александр Миндадзе) "Страна ОЗ" (Василий Сигарев) "Райские кущи" (Александр Прошкин) "Орлеан" (Андрей Прошкин) "Побег из Москвабада" (Дарья Полторацкая) "Находка" (Виктор Демент) "Наследники" (Владимир Хотиненко) Топ-десятка актерских работ в российских фильмах Инна Чурикова ("Память осени") Алексей Гуськов ("Находка") Яна Троянова ("Страна ОЗ") Евгений Миронов ("Норвег") Евгений Цыганов ("Райские кущи") Олег Ягодин ("Орлеан") Юлия Пересильд ("Битва за Севастополь") Роза Хайруллина ("Норвег") Чулпан Хаматова ("Райские кущи") Мария Коровина ("Охрана") Топ-десятка зарубежных фильмов "Молодость" (Паоло Соррентино) "Сын Саула" (Ласло Немеш) "Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии" (Рой Андерссон) "Новейший завет" (Жако ван Дормель) "И горы сдвигаются с места" (Цзя Чжанке) "Моя мама" (Джанни Моретти) "Кровь моей крови" (Марко Беллоккьо) "Лобстер" (Йоргос Лантимос) "Аномализа" (Чарли Кауфман) "11 минут" (Ежи Сколимовский)