Открытие конкурса Чайковского пианист Люка Дебарг выступит в Москве

Французский пианист, ставший настоящей сенсацией XV конкурса Чайковского, привез в Москву четыре программы, с которыми выступает в последней декаде декабря в залах Дома музыки, в Большом зале консерватории и в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Первые концерты Люки Дебарга уже прошли в Светлановском и Камерном залах Дома музыки. Ни на одно выступление Дебарга в Москве билетов не достать. Их раскупили за несколько часов. Концерт в Камерном зале Дома музыки - это приз Ассоциации музыкальных критиков Москвы на XV Конкурсе Чайковского, наградивших пианиста за "уникальное дарование, творческую свободу и красоту музыкальных трактовок". Аншлаги "на Дебарга" не только в Москве, но и в Самаре, в Пекине, в Милане - везде, где он выступает теперь как лауреат Конкурса Чайковского. И везде от пианиста ждут того же чуда, что и на конкурсе, подтверждения ожиданий и доказательства, что "случай Дебарга" - не иллюзия, не совпадение обстоятельств, миг удачи и т.д. Но то, чем французский музыкант завоевал публику Большого зала консерватории, прочно остается при нем: его искренность, красота музыкальной мысли, спонтанность и тончайшее ощущение звука. И поразительное, свойственное именно ему качество - исполнять не на результат, а словно "рождать" во время исполнения саму музыкальную материю, изменчивую, не закостенелую в исполнительском каноне. Естественно, что об интерпретациях Дебарга нет смысла рассуждать только в категориях техники, фразировки или даже композиторских стилей. Дебарг прекрасно ощущает все детали музыкального языка. Но феноменальное впечатление от его игры строится в другом измерении: это, прежде всего, лирическая сущность самого пианиста, его настроение, чувственность, сиюминутная мысль, мелькнувшая и тут же запечатленная в музыкальную ткань - то, что магически действует на зал. И, конечно, его особое свойство "визуализации" музыки, когда в его исполнении через нежную звуковую ткань плавающих в воздухе мордентов и трелей разворачивается грандиозная и хрупкая красота Сонат Скаралатти, когда быстрый бег плотного звука с выскакивающим "кривыми" ритмами или вьющимися, зловещими фигурациями трелей погружает в дикий пляс "Мефисто-вальса" Листа. И уже всем знакомый дебарговский "Ночной Гаспар" Равеля, сыгранный в Светлановском зале, вновь заворожил "визуализацией" всплесков и хрустальной неподвижности воды в "Ундине", мерным раскачиванием звука в "Виселице", жуткими эффектами скачущей звуковой "сущности" в "Скарбо". Сюрпризом же для всех стала мировая премьера написанной Люкой Дебаргом Сонаты для виолончели и фортепиано в четырех частях, исполненной с французским виолончелистом Себастьяном Юрто: музыкально изысканный опус, в котором можно было почувствовать и драйв джаза, и раскаленную, "плазменную" энергию, и колористическую красоту французской музыки. Части Сонаты играли на "бис". Справка "РГ" 28 декабря Люка Дебарг выступит с Госоркестром им. Е.Ф. Светланова в Большом зале консерватории. 30 декабря состоится сольный концерт Люки Дебарга на фестивале "Декабрьские вечера" в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Пианист Люка Дебарг выступит в Москве
© AFP/JOEL SAGET