Французский киноактер Мишель Пикколи принимает поздравления с юбилеем

Юбилей отмечает в воскресенье один из самых выдающихся мастеров французского кинематографа Мишель Пикколи. Знаменитому актеру, сыгравшему более чем в двух сотнях художественных картин и неоднократно удостоенному главной французской кинопремии «Сезар», исполняется 90 лет.

Мишель Пикколи.
Мишель Пикколи.© © AP Photo/Thibault Camus

Долгий путь

Порог нового творческого десятилетия он переступил, не прекращая работы: в парижском театре «Рон-Пуэн» в этом месяце актер читал со сцены стихи французского поэта Сержа Генсбура. К его юбилею во Франции вышла книга «Я жил в моих мечтах». Ее подготовил на основе бесед с актером историограф «десятой музы», бывший президент Каннского фестиваля Жиль Жакоб. Впервые перед киноаудиторией Мишель Пикколи предстал семь десятилетий назад. Тогда в 1945 году режиссер Кристиан Жак, сняв его в эпизоде фильма «Колдовство», посоветовал коллегам запомнить этого актера. В молодости Пикколи симпатизировал французской компартии. В пятидесятых годах он даже участвовал в съемках немецкого фильма «Эрнст Тельман — вождь своего класса» вместе с актерами ГДР и Николаем Крючковым.

Все началось с «Презрения»

Слава пришла к нему более полувека назад — в 1963 году после исполнения главной роли в картине Жан-Люка Годара «Презрение», где его партнершей была Брижит Бардо. Поначалу Годару виделся совершенно иной актерский дуэт: Фрэнк Синатра и Ким Новак. Но после споров с продюсером Карло Понти режиссер остановил выбор на французских актерах. Выбор Годара пал на Бардо и Пикколи, хотя тот, по собственному признанию, был в то время не особенно известен. «Картина подарила мне, вероятно, лучшие моменты моей жизни, — вспоминает актер. — Редко когда фильм способен одновременно вызывать такую радость творчества и такую концентрацию усилий».

Скрытое обаяние

Годар никогда не раскаивался в своем выборе. «Я пригласил сниматься Пикколи, потому что мне нужен был очень хороший актер, — заметил режиссер вскоре после премьеры „Презрения“. — У него трудная роль в фильме, и он играет ее прекрасно. Никто не замечает его великолепия просто потому, что он продумывает все в мельчайших деталях». До съемок «Презрения» Пикколи никогда не встречался с Бардо и был поражен тем, насколько дисциплинированной оказалась французская суперзвезда в работе: «Она всегда приходила на съемочную площадку точно в назначенный час, прекрасно знала текст, не проявляла никаких капризов, никаких симптомов „звездной болезни“. Впрочем и сам Пикколи, сыгравший в 227 картинах никогда не выбирал свои роли в зависимости от величины их бюджета, охотно снимался в авторских фильмах.

Человек из зеркала

»Мы берем зеркало и даем его публике, чтобы она могла себя созерцать", — заметил по поводу актерской профессии Пикколи. Он также говорил, что «больше всего опасается показаться претенциозным». Один из любимых режиссеров Пикколи — Клод Соте. Он снялся у него в целой серии фильмов: «Мелочи жизни», «Макс и жестянщики», «Сезар и Розали», «Мадо» и «Венсан, Франсуа, Поль и другие». В трех первых он снимался вместе с Роми Шнайдер, рано ушедшей из жизни звездой французского кино, чьим актерским дарованием не переставал восхищаться. Пикколи высоко отзывается и о другом коллеге по творческому цеху. «Какой великолепный актер Депардье, — заметил он. — Жерар гениален, необыкновенно изобретателен». Впрочем и сам Пикколи придерживается той же формулы: всегда находится в творческом поиске. «Я часто размышлял над сценами с Вашим участием, — отметил в свое время в переписке с Пикколи немецкий режиссер Фриц Ланг. — И каждый раз передо мной был не актер, а живой человек, ищущий свое призвание, свою настоящую душу, страдающий».