«Скрипка и немножко нервно». Разговор с солистом симфонического оркестра

Владимир Филатов - молодой скрипач, недавний выпускник, а теперь уже и преподаватель Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова. Он играет в Ростовской филармонии, гастролирует по России и миру, выступает вместе с известными коллективами Юрия Башмета - Юношеским симфоническом оркестром и «Солистами Москвы». Мы поговорили о буднях Ростовского академического симфонического оркестра, о том, как воспитать зрителя, и о цене успеха. Музыкальная интродукция - Володя, сперва хочу тебя поздравить: в прошлом году ты окончил консерваторию, а с этого учебного года уже преподаёшь в ней. Для столь молодого музыканта большая удача. Как ощущаешь себя в новом качестве? - По правде говоря, повод к назначению не самый весёлый: кафедру струнных инструментов покинул мой педагог Дмитрий Шейнкман, воспитавший целую плеяду талантливых музыкантов. Он уехал работать в Израиль. На самом деле до сих пор ощущаю себя учеником, хотя у самого уже три студента. Чувствую большую ответственность за каждого: от того, что я говорю и делаю, очень многое может измениться в их музыкальной судьбе. В любом случае семестр ещё не закончился, и, пока не было зачётов и экзаменов, сложно говорить о качестве моей работы. Так что пока это всё в интродукции. Непростая работа. Но уже сейчас чувствую, что мне она помогает и как исполнителю. По сути, музыкант учится всю жизнь. - Ты работаешь в симфониче­ском оркестре вторым концерт­мейстером вторых скрипок и по совместительству солистом, не понаслышке знаешь, в каком положении находится филармония. Что-то меняется? - Глобальных изменений я не вижу. В этом концертном сезоне нам пошли навстречу: в честь 80-летия симфоническому оркестру выделили грант, музыкантам назначили дополнительные выплаты на протяжении нескольких месяцев. Эта временная прибавка ощутимая, но что потом - неизвестно. Я немало гастролировал по России и знаю, что за счёт регулярных грантов живут многие филармонии, в которых оклады ненамного выше, чем у нас. И в других городах музыканты чувствуют себя комфортно. Сложно сказать, изменилось ли что-то и в организации концертов. Уехал от нас замечательный дирижёр Александр Поляничко. На его место пригласили Валентина Урюпина. Это молодой, но очень перспективный дирижёр, один из лучших кларнетистов мира. Пока могу сказать, что наши гастроли с новым дирижёром прошли достойно и на концертах под его управлением были полные залы. Урюпина хорошо приняли в Ростове. И после Нового года он будет приезжать к нам чаще. - Но, если не изменится отношение к музыкантам, какого бы замечательного дирижёра ни позвали, оркестр развиваться не будет... - Безусловно. Будни оркестра не зависят целиком и полностью от одного только художественного руководителя. Но пока в нашей жизни мало что меняется. О чём разговор, если музыканты, помимо основной работы, выполняют обязанности работников сцены, водителя?.. Наполеон и Бонапарт - Незыблемая истина: театр начинается с вешалки. Чего стоят одно здание и внутреннее убранство Ростовского Музыкального театра - и там всегда полные залы. Филармония уступает. Не говоря уж, наверное, об акустике... - Акустика - это больная тема не только Ростовской филармонии, но и многих других концертных залов по всей стране, за исключением столичных, конечно. Не скажу, что у нас совсем уж невозможно играть: в Ростов приезжало немало замечательных музыкантов, которые достойно проводили свои вы­ступления. Вопрос в том, какой ценой. Акустика Ростовской филармонии, мягко говоря, страдает. Само строение зала, как мне кажется, не самое удачное, хотя, я, конечно, не архитектор. Но я бы в любом случае не стал сравнивать филармонию с Музыкальным театром. В симфонических концертах нет зрелищности. И в этом смысле театрам несколько проще завоёвывать зрителя. Человек без особенных познаний в классической музыке, глядя на афиши, скорее выберет оперу «Евгений Онегин», чтобы посмотреть своего рода «экранизацию» романа, а не Скрипичный концерт Чайковского. Да простят меня ценители оперного искусства. В филармонию ходит более подготовленный зритель. - Но как готовить зрителя, если на Дону сокращается количество музыкальных школ, а в общеобразовательных музыка проходит мимо детей? - Литература и история тоже проходят мимо. Недавно смотрел видеоролик в Интернете: молодых людей на улицах опрашивали, какой исторический персонаж им ближе - Наполеон или Бонапарт. И что вы думаете? Мнения разделились! Большинство не заметило в этом вопросе подвоха. Всё идёт от общего уровня культуры, который прискорбно низок. Посмотрите, как отмечают любой крупный праздник в Ростове, будь то День Победы или День города, каких артистов приглашают выступать на открытых площадках? Поп-певцов и рэперов. За исключением выступлений оркестра Музыкального театра, я ни разу не видел на улицах концерты классической музыки. А это не только отражает, но и формирует вкусы публики. Я не спорю: любое направление - рок, попса или рэп, коль скоро у него есть аудитория, имеет право на существование. Но если бы ростовчанам предложили бесплатно послушать Анну Нетребко, оркестр Валерия Гергиева или других выдающихся академиче­ских музыкантов, думаю, народ бы пошёл. И для многих это был бы шанс попасть на концерт, билет на который стоит больших денег. Мне странно, когда люди не могут отличить виолончель от гитары или спрашивают про Юрия Башмета: «Как он тебе как скрипач?» Он ведь альтист всё-таки. Думаю, если бы про выдающихся музыкантов рассказывали в общеобразовательных школах, таких вопросов не возникало бы. Цена успеха - Работать с Башметом - большая удача. Часто доводится выступать на одной сцене? - Два года назад, когда в Ростове проходил первый башметовский фестиваль, Юрий Абрамович устроил прослушивание и отобрал меня и ещё четверых ребят для своего Юношеского симфонического оркестра. Мы ездили на гастроли по России, играли на закрытии Олимпиады и Зимнего музыкального фестиваля в Сочи. После этого мне посчастливилось выступать с Башметом в Москве, Италии, Крыму. В феврале будут концерты в рамках его I Международной Музыкальной Академии в Со­чи. - На какой скрипке ты сейчас играешь? - Вопрос об инструментах очень болезненный, особенно, если учесть изменения курса рубля. Я всё так же играю на скрипке ростовского мастера Андроника Ягубьянца. Огромное спасибо ему за то, что долгое время давал мне её бесплатно: в наше время многие музыканты арендуют инструменты, как квартиру или машину, за немалые деньги. Приличный инструмент, который не утонет в оркестре без какой-то дополнительной подзвучки, сегодня стоит не меньше 5 тысяч евро. Цены на инструменты только растут. За рубежом многие музыкальные вузы и благотворительные организации предоставляют музыкантам инструменты бесплатно. Вот в июне прошёл Международный конкурс им. Чайковского, крупнейшее событие в мире классиче­ской музыки. Все скрипачи играли на замечательных инструментах, и практически все они были предоставлены зарубежными благотворительными фондами. В России, а тем более в Ростове, это практически не распространено...

«Скрипка и немножко нервно». Разговор с солистом симфонического оркестра
© АиФ Ростов