«Скрипка и немножко нервно». Разговор с солистом симфонического оркестра 

«Скрипка и немножко нервно». Разговор с солистом симфонического оркестра
Фото: АиФ Ростов
 — молодой скрипач, недавний выпускник, а теперь уже и преподаватель Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова. Он играет в Ростовской филармонии, гастролирует по России и миру, выступает вместе с известными коллективами  — Юношеским симфоническом оркестром и «Солистами Москвы».
Мы поговорили о буднях Ростовского академического симфонического оркестра, о том, как воспитать зрителя, и о цене успеха.
Музыкальная интродукция
— Володя, сперва хочу тебя поздравить: в прошлом году ты окончил консерваторию, а с этого учебного года уже преподаёшь в ней. Для столь молодого музыканта большая удача. Как ощущаешь себя в новом качестве?
— По правде говоря, повод к назначению не самый весёлый: кафедру струнных инструментов покинул мой педагог Дмитрий Шейнкман, воспитавший целую плеяду талантливых музыкантов. Он уехал работать в Израиль. На самом деле до сих пор ощущаю себя учеником, хотя у самого уже три студента. Чувствую большую ответственность за каждого: от того, что я говорю и делаю, очень многое может измениться в их музыкальной судьбе. В любом случае семестр ещё не закончился, и, пока не было зачётов и экзаменов, сложно говорить о качестве моей работы. Так что пока это всё в интродукции. Непростая работа. Но уже сейчас чувствую, что мне она помогает и как исполнителю. По сути, музыкант учится всю жизнь.
— Ты работаешь в симфониче­ском оркестре вторым концерт­мейстером вторых скрипок и по совместительству солистом, не понаслышке знаешь, в каком положении находится филармония. Что-то меняется?
— Глобальных изменений я не вижу. В этом концертном сезоне нам пошли навстречу: в честь 80-летия симфоническому оркестру выделили грант, музыкантам назначили дополнительные выплаты на протяжении нескольких месяцев. Эта временная прибавка ощутимая, но что потом — неизвестно. Я немало гастролировал по России и знаю, что за счёт регулярных грантов живут многие филармонии, в которых оклады ненамного выше, чем у нас. И в других городах музыканты чувствуют себя комфортно.
Сложно сказать, изменилось ли что-то и в организации концертов. Уехал от нас замечательный дирижёр Александр Поляничко. На его место пригласили . Это молодой, но очень перспективный дирижёр, один из лучших кларнетистов мира. Пока могу сказать, что наши гастроли с новым дирижёром прошли достойно и на концертах под его управлением были полные залы. Урюпина хорошо приняли в Ростове. И после Нового года он будет приезжать к нам чаще.
— Но, если не изменится отношение к музыкантам, какого бы замечательного дирижёра ни позвали, оркестр развиваться не будет…
— Безусловно. Будни оркестра не зависят целиком и полностью от одного только художественного руководителя. Но пока в нашей жизни мало что меняется.
О чём разговор, если музыканты, помимо основной работы, выполняют обязанности работников сцены, водителя?..
Наполеон и Бонапарт
— Незыблемая истина: театр начинается с вешалки. Чего стоят одно здание и внутреннее убранство Ростовского Музыкального театра — и там всегда полные залы. Филармония уступает. Не говоря уж, наверное, об акустике…
— Акустика — это больная тема не только Ростовской филармонии, но и многих других концертных залов по всей стране, за исключением столичных, конечно. Не скажу, что у нас совсем уж невозможно играть: в Ростов приезжало немало замечательных музыкантов, которые достойно проводили свои вы­ступления. Вопрос в том, какой ценой. Акустика Ростовской филармонии, мягко говоря, страдает. Само строение зала, как мне кажется, не самое удачное, хотя, я, конечно, не архитектор.
Но я бы в любом случае не стал сравнивать филармонию с Музыкальным театром. В симфонических концертах нет зрелищности. И в этом смысле театрам несколько проще завоёвывать зрителя. Человек без особенных познаний в классической музыке, глядя на афиши, скорее выберет оперу «Евгений Онегин», чтобы посмотреть своего рода «экранизацию» романа, а не Скрипичный концерт Чайковского. Да простят меня ценители оперного искусства. В филармонию ходит более подготовленный зритель.
— Но как готовить зрителя, если на Дону сокращается количество музыкальных школ, а в общеобразовательных музыка проходит мимо детей?
— Литература и история тоже проходят мимо. Недавно смотрел видеоролик в Интернете: молодых людей на улицах опрашивали, какой исторический персонаж им ближе — Наполеон или Бонапарт. И что вы думаете? Мнения разделились! Большинство не заметило в этом вопросе подвоха.
Всё идёт от общего уровня культуры, который прискорбно низок. Посмотрите, как отмечают любой крупный праздник в Ростове, будь то День Победы или День города, каких артистов приглашают выступать на открытых площадках? Поп-певцов и рэперов. За исключением выступлений оркестра Музыкального театра, я ни разу не видел на улицах концерты классической музыки. А это не только отражает, но и формирует вкусы публики. Я не спорю: любое направление — рок, попса или рэп, коль скоро у него есть аудитория, имеет право на существование. Но если бы ростовчанам предложили бесплатно послушать , оркестр или других выдающихся академиче­ских музыкантов, думаю, народ бы пошёл. И для многих это был бы шанс попасть на концерт, билет на который стоит больших денег.
Мне странно, когда люди не могут отличить виолончель от гитары или спрашивают про Юрия Башмета: «Как он тебе как скрипач?» Он ведь альтист всё-таки. Думаю, если бы про выдающихся музыкантов рассказывали в общеобразовательных школах, таких вопросов не возникало бы.
Цена успеха
— Работать с Башметом — большая удача. Часто доводится выступать на одной сцене?
— Два года назад, когда в Ростове проходил первый башметовский фестиваль, Юрий Абрамович устроил прослушивание и отобрал меня и ещё четверых ребят для своего Юношеского симфонического оркестра.
Мы ездили на гастроли по России, играли на закрытии Олимпиады и Зимнего музыкального фестиваля в Сочи.
После этого мне посчастливилось выступать с Башметом в Москве, Италии, Крыму.
В феврале будут концерты в рамках его I Международной Музыкальной Академии в Со­чи.
— На какой скрипке ты сейчас играешь?
— Вопрос об инструментах очень болезненный, особенно, если учесть изменения курса рубля.
Я всё так же играю на скрипке ростовского мастера Андроника Ягубьянца. Огромное спасибо ему за то, что долгое время давал мне её бесплатно: в наше время многие музыканты арендуют инструменты, как квартиру или машину, за немалые деньги. Приличный инструмент, который не утонет в оркестре без какой-то дополнительной подзвучки, сегодня стоит не меньше 5 тысяч евро.
Цены на инструменты только растут. За рубежом многие музыкальные вузы и благотворительные организации предоставляют музыкантам инструменты бесплатно. Вот в июне прошёл Международный конкурс им. Чайковского, крупнейшее событие в мире классиче­ской музыки. Все скрипачи играли на замечательных инструментах, и практически все они были предоставлены зарубежными благотворительными фондами. В России, а тем более в Ростове, это практически не распространено…
Видео дня. 10 актеров, сломавших карьеру одной ролью
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео