НЬЮ-ЙОРК, 29 декабря. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Известный пианист Евгений Кисин планирует выступить с концертами в России в 2017 году - впервые с 2009 года. Об этом он сообщил в интервью ТАСС. "У меня, действительно, есть приглашения из Москвы и Петербурга на 2017 год, - сказал Кисин. - И я очень надеюсь, что смогу приехать". По его словам, концерты еще не объявлены, поэтому пока нет более подробной информации о дате и месте проведения выступлений. Евгений не был в России уже шесть лет, он много гастролирует по странам и континентам. В разные годы пианист жил в Нью-Йорке, Лондоне, в последнее время в Париже, где собирается встретить Новый год. Несколько лет назад Евгений получил гражданство Израиля. "На самом деле, сейчас вряд ли есть город или страна, которую я мог бы в полном смысле слова считать своим домом, хотя комфортабельно я себя чувствую, в общем, везде, - рассказал Евгений. - Для меня главное - не где, а с кем я". Вместе с тем, связь с Россией Кисин никогда не утрачивал, он внимательно следит за последними событиями, новостями. "Я постоянно, всю сознательную жизнь слежу за политикой и, конечно, переживаю за то, что происходит на родине", - заметил он. Музыка - главное дело всей жизни Кисин дал интервью ТАСС после нескольких концертов на сцене Карнеги-холла в Нью-Йорке, имевших громкий успех у публики и поклонников его таланта, среди которых много и русскоязычных американцев. Последние выступления Евгения в США были уникальными - это музыкально-поэтические вечера, посвященные еврейской музыке и поэзии на идише. "Еврейская музыка, которую я играл в этой программе - Эрнест Блох, Александр Веприк, Александр Крейн - принадлежит к жанру классической музыки. Национальное и классическое нередко и весьма успешно сочетаются друг с другом", - заметил Евгений. Треть концерта была посвящена философским произведениям основоположника современной литературы на идише Ицхака Переца, которые Кисин читал на память. "Я с детства любил декламировать, особенно стихи, людям всегда нравилось, как я это делаю, и мне приходилось несколько раз читать стихи публично - как правило, для небольшой аудитории, - сказал артист. - Одним из таких событий было наше совместное выступление с Жераром Депардье на фестивале в Монпелье несколько лет назад, где я читал стихи на русском и идише, а Депардье вслед за мной - подстрочные переводы этих стихов на французском". "Но я всегда подчеркиваю, что чтение стихов - это мое хобби и не более того, а главное дело моей жизни - музыка", - подчеркнул он. Без непокоренных вершин нет искусства "Непокоренных вершин у меня очень много, - признался виртуоз. - В искусстве они есть всегда, без них нет искусства". В середине следующего года Евгений впервые за много лет планирует взять долгосрочный отпуск: "Посмотрим, какие вершины мне тогда удастся "покорить": планы есть, но рассказывать о них заранее не хочу". "Любимых композиторов и тем более произведений у меня всегда было очень много, я человек всеядный, - рассказал пианист. - Но для того, чтобы мне захотелось сыграть то или иное музыкальное произведение, оно должно вызвать какой-то отклик в моей душе: тронуть меня, взволновать, захватить или просто увлечь". Евгений следит за творчеством своих коллег, которых не считает конкурентами. "Когда речь идет о классической музыке, я не думаю в таких категориях, как конкуренция. К счастью, музыка - это не спорт и не бизнес, и у нас места всем хватит", - сказал он. Из ныне живущих и играющих пианистов самыми выдающимися Кисин считает Марту Аргерих, Владимира Ашкенази, Даниэля Баренбойма, Ричарда Гуда, Раду Лупу, Мюррэя Перайю, Григория Соколова, Кристиана Циммермана, Андраша Шиффа. "До недавнего времени в этом ряду стоял, конечно же, Альфред Брендель, но несколько лет назад он, к сожалению, перестал играть", - добавил Евгений. Несмотря на то, что сам Кисин является кумиром и примером для подражания многих музыкантов, сам он "безгранично восхищается" творчеством Рахманинова, Шнабеля, Артура Рубинштейна, Эдвина Фишера, Гилельса, Липатти, Анни Фишер, Франсуа, Гульда, Катчена. "Среди других музыкантов-исполнителей: Фуртвенглер, Казальс, Каллас, Жаклин дю Пре, Доминго. Ну, а из исторических личностей: Черчилль, Жаботинский, Сахаров, Гавел", - рассказал собеседник агентства. Классика, джаз и Высоцкий В детстве Кисина считали вундеркиндом. В два года он начал играть на фортепиано, в три года уже свободно импровизировал, в шесть - поступил в музыкальную школу имени Гнесиных, а в 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Еще через год Евгений дал свой первый сольный концерт, а в 12 лет уже играл концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Однако известность уже нынешнего, 44-летнего Кисина - это, конечно, не только природное дарование. "Как правило, я занимаюсь каждый день, по несколько часов - в зависимости от того, какой объем работы мне нужно выполнить", - рассказал пианист. В свободное от занятий и выступлений время он слушает музыку и не только классическую. "Очень люблю джаз и вообще фольклор, - признался он, - а также Высоцкого, Галича, Окуджаву, Визбора (хотя тут, конечно, главное - не музыка, а слова)". Кроме музыки, Кисин любит книги, недавно он прочитал "Автопортрет" Войновича, сейчас читает "Феномен Солженицына" Сарнова, а вот кино смотрит редко. Талант Кисина многогранен. Он пробует себя и как композитор. "Я очень много писал музыки в детстве, - вспоминает Евгений. - Три мои пьесы были в свое время опубликованы в детских музыкальных сборниках, но я никогда этому не учился. В какой-то момент (было мне тогда лет 15) желание сочинять пропало, и я это дело бросил". "Ну вот совсем недавно у меня впервые за много лет снова начала звучать в голове собственная музыка, стали появляться какие-то музыкальные идеи, и в результате я написал сюиту из четырех пьес для фортепиано. Я ни в чем не был уверен, поэтому когда несколько месяцев назад в Париж приехал Арво Пярт (эстонский композитор - прим.ТАСС), я попросил о встрече, с извинениями за беспокойство показал ему свою сюиту и попросил: "Скажите, пожалуйста, абсолютно честно: стоит мне продолжать этим заниматься или нет?" На это Пярт ответил: "Несомненно стоит", - рассказывает музыкант. - Он также дал мне совершенно справедливый совет насчет первой пьесы, который я принял к сведению и выполнил".